Предикативное мышление, или не скучно о психолингвистике

Многим интернет-читателям недавно попадался материал про предикативное мышление в том смысле, что оно было противопоставлено «правильному», зрелому мышлению. Но является ли в действительности предикативное мышление тем, с чем необходимо бороться как с признаком недоразвитости?

Предикативное мышление описывал З. Фрейд, отмечая, что ИД мыслит предикативно, о нём писал Ж. Пиаже, знаменитый исследователь детской психики и детского мышления. Что такое в действительности «предикативность»?Означает ли предикативное мышление недоразвитость, и если да, то какую и в чём именно она проявляется?

С точки зрения психолингвистики, предикат – это психологическое сказуемое, то есть, слово или фраза, несущие логическое ударение. Это не обязательно глагол как часть речи, и с грамматическим сказуемым оно может не совпадать.

Л. Выготский приводит следующий пример: «Суровое зрелище откроется перед вами». «Суровое зрелище» в данном случае несёт на себе логическое ударение и является психологическим сказуемым, оставаясь грамматическим подлежащим. По смыслу это означает: то, что пройдёт перед вами – это трагедия. А первым в сознании возникает факт того, что что-то «откроется перед нами» – это психологическое подлежащее в данном случае.

То, что мы изучаем в школе в качестве грамматики, представляет собой некоторое окаменение языка, надстройку по отношению к живой речи. И поэтому грамматика мысли и грамматика слов не всегда совпадают, и даже чаще всего – нет. Грамматика мысли в большей мере отражена в устной речи, а грамматика слов – в письменной.

Предикативность, в свою очередь, одно из основных свойств устной, а не письменной речи. Именно предикативность позволяет сжимать информацию, и поэтому основная синтаксическая форма внутренней речи – тоже предикат. На предикативности основано и символическое мышление: символ всегда содержит в себе большой объём максимально плотно упакованной информации.

Предикативность является основой рекламных слоганов, где нужно кратко и ёмко передать потенциальному потребителю некий символ. Делаем логическое ударение на марку бритвы, как в примере Выготского на «суровое зрелище», и получаем алогичную связку: марка бритвы – брутальный мужчина – внимание женщин. «Эй, парень, брейся этой бритвой! Ты будешь настолько крут, что все девчонки будут твои» – именно этот рекламный посыл воспроизводит бессознательное с помощью механизма предикативного мышления.

Предикативное мышление – это не какой-то отдельный тип мышления, который свойственен только недоразвитым людям. Оно естественно для человека, и доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда у них ещё не сформированы взрослые механизмы мышления и речи, в которых преобладает логическое мышление. Так же, как наглядно-образный и наглядно-действенный тип мышления, предикативное занимает своё место в структуре наших когнитивных функций. Предикативное мышление не может и не должно покинуть нас навсегда, без него мы просто перестанем понимать образы, символы, архетипы. Но если этот тип мышления у взрослого человека остаётся доминирующим, то это может говорить как в пользу недостаточной образованности человека, так и нарушения его интеллектуального развития. Это уже вопрос дифференциальной психодиагностики.