Как не забросить учёбу в период повышенного стресса

Курсы иностранных языков дистанционноДистанционные курсы полиглот

 

лингво-дайвинг погружение в иностранный язык

 

Учёба в период повышенного стресса

У нас есть учащиеся, которые продолжают заниматься несмотря ни на что. Я искренне ими восхищаюсь, но не буду ставить их в пример и призывать всех действовать точно так же. И вот почему.

Тяжело учиться, когда вокруг такой высокий уровень стресса и фоновой тревоги. Когнитивная функция, которая больше всех страдает из-за стресса – это память, прежде всего оперативная и кратковременная. Она «садится» даже не на 5-10, а на 75%, и это не предел. В таком состоянии можно бесконечно ходить из комнаты на кухню и не помнить, зачем…

У каждого свой тип стрессоустойчивости, свой характер реакции на стресс и свои жизненные обстоятельства. Исходя из этого каждый из нас сейчас справляется с ситуацией так, как может. Не надо всё время оглядываться на других, которые «всё успевают», и даже на себя, но в прежней реальности. Тем самым вы только будете усугублять напряжение. Самое важное, что можно и нужно сейчас – это по возможности сохранить себя в себе. Русские выражения «не все дома», «быть не в себе» описывают это совершенно непродуктивное состояние. Чтобы его избежать, не надо себя эмоционально раскачивать из паники в мифические ожидания, оттуда в самообвинения, потом в самооправдания, и так до нервного истощения.

Тип стрессоустойчивости генетически детерминирован, изменить его мы не в силах. Например, кто-то в любой экстремальной ситуации действует как супергерой, сразу и полностью включаясь, но «падает» потом (часто в бутылку), а другой теряется в начале, зато разумно и спокойно действует позже, когда супергерой уже не эффективен. Природа недаром распределила разные типы стрессоустойчивости по популяции так, чтобы человечество, кооперируясь, смогло выжить в любых обстоятельствах.

Характер стрессовой реакции – это не только то, насколько быстро, но и как именно вы реагируете. Помимо наследственности он зависит также от жизненных привычек и от степени текущей невротизации личности. Если неврозы так или иначе присущи каждому из нас, и экстремальные условия – не время для глубинной психотерапии, то пересмотреть некоторые свои привычки имеет смысл именно сейчас.

На внешние факторы, как ближние, так и дальние, повлиять бывает так же невозможно, как и на наследственность. Их можно только принять и смириться. Знаете, эта задача нередко вызывает не просто раздражение, а злость, и это нормально. Ненормально не признавать свои чувства, загонять их внутрь себя или выплёскивать на окружающих, которые к этому совершенно не готовы, например, на своих детей или старых родителей.

Какими бы ни были обстоятельства, худший выбор будет заключаться в том, чтобы погрузиться в состояние уныния и безысходности. Такие чувства сейчас очень даже могут возникать, но чувства и состояния – это совершенно разные вещи. Любые чувства лучше всего принять и пережить, но не во все состояния можно позволять себе надолго погружаться. Состояния беспомощности, безысходности становятся первыми шагами на пути к синдрому выученной беспомощности, которое является причиной самых разных соматических заболеваний. Суть синдрома в невозможности понимать, какие ваши действия приводят к каким последствиям: делаешь что-то определённое – плохо, не делаешь – всё равно плохо. Учитывая то, что психика представляет собой одновременно процесс и результат постоянного взаимодействия индивида со средой, прежде всего, с окружающими нас людьми и их действиями, в виде СВБ мы получаем очень серьёзную проблему. Подопытные животные в экспериментах по исследованию этого синдрома быстро «выходят из строя» и даже сходят с ума. Психика человека обладает гораздо более высокой степенью адаптивности, но и она не безгранична.

Для того, чтобы этого состояния избежать, нам необходимо из текущей ситуации вычленить те составляющие, на которые мы в действительности влияем. Есть очень простые вещи, которые так или иначе в наших руках. И если мы не можем контролировать ситуацию, это не означает, что мы не должны контролировать собственное поведение, пусть даже в мелочах: вовремя встать, вовремя лечь, привести себя в порядок, приготовить нормальный обед и так далее. Как раз из таких мелочей складывается структура собственной жизни, поэтому они чрезвычайно важны для сохранения себя в себе, в своих собственных границах.

Адаптивность в итоге заключается в том, чтобы гибко строить своё поведение в соответствии со всем комплексом задач, проблем и реальных возможностей их решения.

Поэтому, независимо от того, какой у вас тип стрессоустойчивости, экстраверт вы или интроверт, каждому полезно немного побыть наедине с собой и со своими мыслями, успокоиться, подумать, расставить приоритеты и начать полноценно, насколько это возможно, жить в той реальности, которая нам предложена, будучи не в силах её изменить. И если в текущей реальности у вас получается учиться через день или пару раз в неделю, или пока не получается вовсе – это не повод переживать и расстраиваться. Вы не забудете всё то, что освоили раньше. Мозгу, наоборот, необходимо время для ассимиляции, усвоения полученной информации. Если есть хотя бы несколько минут и есть желание – позанимайтесь. Или послушайте любимые песни на изучаемом языке. Другой язык тоже своего рода отдых. В общем, относитесь к себе и своим целям спокойнее, гибче и мягче. Жизнь всегда будет вносить свои коррективы в наши планы, научитесь это принимать с улыбкой. И будьте здоровы!