Аудиолингвальный метод. Чем отличается от метода CLP?

Курсы иностранных языков дистанционноДистанционные онлайн курсы полиглот

Аудиолингвальный метод

Чем он отличается от метода CLP?

Мы уже неоднократно поднимали тему методов обучения, потому что ключ к успешному освоению языка заключается в подборе метода, отвечающего вашим задачам и склонностям.

Нам нередко задают вопрос о том, чем метод CLP (Center of Linguistic Psychology) отличается от аудиолингвального метода, известного всем ещё по лингафонным записям на кассетах?

Далеко не все методики обучения иностранным языкам, где требуется прослушивание и повторение аудиоматериала, относятся к аудиолингвальному методу. Это чисто внешнее сходство: в обоих случаях предлагается работа на прослушивание и повторение. Однако, аудиолингвальный метод этим исчерпывается, а в случае с CLP – это лишь часть работы слушателя и системы обучения в целом.

Аудиолингвальный метод представляет собой классический пример бихевиорального подхода к обучению, основной плюс которого заключается в его кажущейся простоте. Для освоения иностранного языка на каком-то совсем уж начальном уровне этого может быть достаточно.

Идея применения бихевиорзма в обучении была чрезвычайно популярна в США на протяжении чуть ли не всего 20 столетия, и получившихся результатов более чем достаточно для того, чтобы сделать определённые выводы и подвести итоги. И вот в чём кроется основная проблема: за всё время своего существования бихевиоризм хорошо себя зарекомендовал в дрессуре, но не в обучении. Даже когда мы говорим о дрессуре, то успешные результаты относятся преимущественно к работе с хищниками. С травоядными уже сложнее, хотя бы потому, что преобладание у них норадреналинового типа реакции, в отличие от адреналинового типа у хищников, существенно влияет на все познавательные процессы.

Психика человека и его когнитивные процессы «немножко» сложнее, чем у самого умного животного. Да, натаскивание (по сути, дрессура) человека может быть построено по тем же механизмам, что и зверя. Например, американская система школьного обучения была очень вдохновлена бихевиористскими экспериментами с крысами и обезьянами, многое оттуда почерпнула. Разница между обучением и дрессурой в том, что в первом случае реакция учащегося должна быть ОСОЗНАННА, а во втором осознание не требуется совершенно, достаточно угадать правильный ответ. Это требует работы разных механизмов психики: осознание предполагает комплексную работу всех познавательных процессов и мыслительных функций, а угадывание – лишь сообразительности, мотивированной получением вознаграждения или уходом от наказания.

Как работает аудиолингвальный метод? В общем и целом, запоминание строится на простых ассоциациях, а вся система укладывается в цепочку стимул-реакция с теми или иными переменными.

Во-первых, идея«слушай и повторяй» недостаточно хорошо работает даже на уровне такой простой задачи, как запоминание лексики. Дело в том, что нейропсихологический механизм запоминания слов не укладывается в схему простых вещественных или вовсе случайных ассоциаций, что и предлагается в аудиолингвальном методе. У ребёнка до определённого возраста предметные ассоциации ещё срабатывают, а вот у взрослого уже нет. У взрослых работает система семантических полей, которые представляют собой объёмную, «многоэтажную» структуру, в отличие от прямых ассоциаций, которые всегда существуют на плоскости, если представить себе это схематично.

Во-вторых, при формировании речевых функций работают сложные сугубо человеческие механизмы мышления, в основе которых анализ и синтез, а не смекалка. Она необходима для построения высказываний по аналогии, что важно на начальных этапах освоения иностранного языка, только её одной недостаточно, чтобы двигаться дальше и глубже.

В-третьих, простого многократного прослушивания и повторения, на чём и стоит аудиолингвальный метод, оказывается недостаточно даже для развития простых навыков понимания и говорения, которые требуют более глубинной и системной работы психических процессов.

По методу CLP предлагается ряд определённых видов работы, помимо «прослушали — повторили», которые позволяют послойно сформировать функциональную систему речи, начиная с сенсибилизации фонематического слуха, через план внутренней речи, затем артикуляцию, и затем переход к письменной речи (чтению и письму), что неизбежно предполагает изучение структуры языка. Освоение структуры происходит не только по аналогии –»я хочу яблоко», «я хочу есть», «я хочу платье» и т.д., что присутствует и в аудиолинвальном методе, но через систему лингвистических задач-упражнений, направленных на развитие языкового мышления учащегося.

Кроме того, в нашем случае существенную роль играет психологическая составляющая. Существует большой диапазон индивидуальных методических и психологических рекомендаций относительно изучения языка, в том числе организации занятий со своей программой и последующей языковой практики. В зависимости от конкретных целей и желаемых сроков обучения, а также от тех или иных ожидаемых проблем, связанных с личностными особенностями учащегося, формируется его персональная программа. Играют роль также предшествующий опыт взаимодействия учащегося с данным языком или его отсутствие.

Подытоживая: в отличие от выработки определённых речевых рефлексов, что даёт аудиолингвальный метод, метод CLP позволяет сформировать осознанные навыки иностранного языка. При таком подходе к обучению от слушателя не требуется насилия над собой в виде специального заучивания лексики или разбора неудобоваримых грамматических конструкций. Всё происходит естественно и как бы само собой, на интересе к самому процессу обучения и постепенном погружении в живую атмосферу нового языка. В результате формируются навыки и умения, которые довольно сложно забыть, даже если не говорить на этом языке в течение длительного времени.