Аудиолингвальный метод. Чем отличается от метода CLP?

Курсы иностранных языков дистанционноДистанционные онлайн курсы полиглот

 

лингво-дайвинг погружение в иностранный язык

 

Аудиолингвальный метод

Чем он отличается от метода CLP?

Мы уже неоднократно поднимали тему методов обучения, потому что ключ к успешному освоению языка заключается в подборе метода, отвечающего вашим задачам и склонностям.

Нам нередко задают вопрос о том, чем метод CLP (Center of Linguistic Psychology) отличается от аудиолингвального метода, известного всем ещё по лингафонным записям на кассетах?

Далеко не все методики обучения иностранным языкам, где требуется прослушивание и повторение аудиоматериала, относятся к аудиолингвальному методу. Это чисто внешнее сходство: в обоих случаях предлагается работа на прослушивание и повторение. Однако, аудиолингвальный метод этим исчерпывается, а в случае с CLP – это лишь часть работы слушателя и системы обучения в целом.

Аудиолингвальный метод представляет собой классический пример бихевиорального подхода к обучению, основной плюс которого заключается в его кажущейся простоте. Для освоения иностранного языка на каком-то совсем уж начальном уровне этого может быть достаточно.

Идея применения бихевиорзма в обучении была чрезвычайно популярна в США на протяжении чуть ли не всего 20 столетия, и получившихся результатов более чем достаточно для того, чтобы сделать определённые выводы и подвести итоги. И вот в чём кроется основная проблема: за всё время своего существования бихевиоризм хорошо себя зарекомендовал в дрессуре, но не в обучении. Даже когда мы говорим о дрессуре, то успешные результаты относятся преимущественно к работе с хищниками. С травоядными уже сложнее, хотя бы потому, что преобладание у них норадреналинового типа реакции, в отличие от адреналинового типа у хищников, существенно влияет на все познавательные процессы.

Психика человека и его когнитивные процессы «немножко» сложнее, чем у самого умного животного. Да, натаскивание (по сути, дрессура) человека может быть построено по тем же механизмам, что и зверя. Например, американская система школьного обучения была очень вдохновлена бихевиористскими экспериментами с крысами и обезьянами, многое оттуда почерпнула. Разница между обучением и дрессурой в том, что в первом случае реакция учащегося должна быть ОСОЗНАННА, а во втором осознание не требуется совершенно, достаточно угадать правильный ответ. Это требует работы разных механизмов психики: осознание предполагает комплексную работу всех познавательных процессов и мыслительных функций, а угадывание – лишь сообразительности, мотивированной получением вознаграждения или уходом от наказания.

Как работает аудиолингвальный метод? В общем и целом, запоминание строится на простых ассоциациях, а вся система укладывается в цепочку стимул-реакция с теми или иными переменными.

Во-первых, идея«слушай и повторяй» недостаточно хорошо работает даже на уровне такой простой задачи, как запоминание лексики. Дело в том, что нейропсихологический механизм запоминания слов не укладывается в схему простых вещественных или вовсе случайных ассоциаций, что и предлагается в аудиолингвальном методе. У ребёнка до определённого возраста предметные ассоциации ещё срабатывают, а вот у взрослого уже нет. У взрослых работает система семантических полей, которые представляют собой объёмную, «многоэтажную» структуру, в отличие от прямых ассоциаций, которые всегда существуют на плоскости, если представить себе это схематично.

Во-вторых, при формировании речевых функций работают сложные сугубо человеческие механизмы мышления, в основе которых анализ и синтез, а не смекалка. Она необходима для построения высказываний по аналогии, что важно на начальных этапах освоения иностранного языка, только её одной недостаточно, чтобы двигаться дальше и глубже.

В-третьих, простого многократного прослушивания и повторения, на чём и стоит аудиолингвальный метод, оказывается недостаточно даже для развития простых навыков понимания и говорения, которые требуют более глубинной и системной работы психических процессов.

По методу CLP предлагается ряд определённых видов работы, помимо «прослушали — повторили», которые позволяют послойно сформировать функциональную систему речи, начиная с сенсибилизации фонематического слуха, через план внутренней речи, затем артикуляцию, и затем переход к письменной речи (чтению и письму), что неизбежно предполагает изучение структуры языка. Освоение структуры происходит не только по аналогии –»я хочу яблоко», «я хочу есть», «я хочу платье» и т.д., что присутствует и в аудиолинвальном методе, но через систему лингвистических задач-упражнений, направленных на развитие языкового мышления учащегося.

Кроме того, в нашем случае существенную роль играет психологическая составляющая. Существует большой диапазон индивидуальных методических и психологических рекомендаций относительно изучения языка, в том числе организации занятий со своей программой и последующей языковой практики. В зависимости от конкретных целей и желаемых сроков обучения, а также от тех или иных ожидаемых проблем, связанных с личностными особенностями учащегося, формируется его персональная программа. Играют роль также предшествующий опыт взаимодействия учащегося с данным языком или его отсутствие.

Подытоживая: в отличие от выработки определённых речевых рефлексов, что даёт аудиолингвальный метод, метод CLP позволяет сформировать осознанные навыки иностранного языка. При таком подходе к обучению от слушателя не требуется насилия над собой в виде специального заучивания лексики или разбора неудобоваримых грамматических конструкций. Всё происходит естественно и как бы само собой, на интересе к самому процессу обучения и постепенном погружении в живую атмосферу нового языка. В результате формируются навыки и умения, которые довольно сложно забыть, даже если не говорить на этом языке в течение длительного времени.