Шерлок Холмс, метод дедукции в иностранном языке

 

Индивидуальность — ключ к успеху!
Какие ассоциации вызывает у вас «индивидуальное обучение»? А «индивидуальное обучение иностранному языку»? Как показывают опросы, под индивидуальным обучением в 97% случаев понимаются индивидуальные занятия с преподавателем. Тождественны ли индивидуальные занятия по-настоящему индивидуальному обучению? Узнать

Как лучше всего изучать иностранный язык?
Ответ, который первым приходит в голову: изучать с носителем языка, в языковой среде. А теперь давайте разберёмся с этим вопросом подробно. Что даёт нам носитель в изучении языка? Узнать

Как быстро выучить иностранный язык
Так как у слушателей нашего Центра нередко возникает желание обучаться иностранным языкам интенсивно, мы хотим поговорить на эту тему подробнее. Узнать

Иностранный язык для начинающих.
Как не обмануться в ожиданиях? Предложений по обучению, особенно начинающим изучение иностранного языка с нуля, сейчас на рынке просто море. Как выбрать … Узнать

Определение и таблица уровня владения иностранным языком.
Каждый, кто интересуется изучением иностранного языка, знает, что существуют уровни иностранного языка. Они носят разные называния … Узнать

Иностранные языки для туристов.
Какие языки нужны для путешествий? Зависит от того, в каких странах Вы любите бывать. … Узнать

Результат при изучении иностранного языка — что это?
Удава можно измерить в попугаях, в мартышках или в слонах. А какой мерой вы меряете для себя иностранный язык?
Узнать

Курсы иностранного языка в CLP
Курсы иностранного языка Центра языковой психологии основаны на индивидуальных информативных особенностях личности … Узнать

Изучение иностранных языков по методу CLP
Метода обучения иностранным языкам, который решает любые проблемы у всех и каждого, не существует точно также, как не существует Панацеи – лекарства от всех болезней. Узнать

Что нам нужно — иностранный язык или иностранная речь?
Мы не привыкли задумываться о том, что иностранный язык и иностранная речь – далеко не одно и то же. Какая, казалось бы, разница? Узнать

Проблемы изучения иностранных языков
Проблемы изучения иностранного, о которых пойдет речь, мы не выдумали сами. Это те реальные … Узнать

Главная     Трудности при построении предложений

 

Изучайте иностранные языки так, как это нужно именно Вам!
Узнать больше

 

 

Все языкиC помощью программ CLP Вы гарантированно достигните нужного Вам уровня владения иностранным языком: по программам Light и Universal — уровня Intermediate, Basic — уровня Upper-Intermediate, Professional – уровня Advanced.

Мы осознано занижаем результаты обучения. Если Вы серьезно отнесетесь к занятиям, то Ваш уровень иностранного будет на ранг выше. Light и Universal — уровень Upper-Intermediate, Basic — уровень Advanced, Professional – уровень Proficiency.

Регистрация

 

Шерлок Холмс, метод дедукции и изучение языков

 

Причём здесь гениальный Холмс с его методом дедукции и изучение иностранных языков?

Оказывается, дедукция является самым распространённым способом обучения грамматике. Deducere на латыни означает «выводить из». Учащемуся объясняют правило, иллюстрируют его примерами, а потом на основе данного правила предлагают строить предложения. Это самый простой и быстрый для составителей учебников и преподавателей способ донесения структуры языка до учащегося.

Проблема дедуктивного метода при обучении языку в том, что не будучи подкреплённым необходимым объёмом практики, он приводит к отрыву от живого языка. Начинает преобладать абстрактная «логика предмета», за которой теряется настоящая жизнь.

Поэтому подавляющее большинство учащихся, которые «успешно сдали предмет», оказываются в состоянии вспомнить правило, но у них возникают проблемы с его применением на практике. Также благодаря перевесу дедуктивного метода в обучении языкам, в учебниках и тестах часто попадаются весьма странные выражения, написанные исключительно ради демонстрации того или иного грамматического правила. Странность их заключается в том, что носитель языка никогда в жизни так не скажет.

В противоположность дедукции индукция – inducer – это «вводить в». Это аналитический метод (в то время как дедукция – синтетический), при котором учащемуся приходится наблюдать, анализировать какие-то формы в языке, а затем на основе анализа и наблюдения выводить правила.

Как работает индуктивный метод в обучении?
Величайший из учителей, Сократ никогда не отвечал прямо на вопросы учеников. Вместо этого он задавал вопросы, направлявшие внимание учащегося на существенные стороны явления, о котором тот спрашивал. И с помощью наводящих вопросов подводил ученика к тому, что тот сам находил ответ на свой вопрос.

Песталоцци настаивал на том, что ученику не нужно говорить того, что он может узнать сам.

Не только великие, а просто все хорошие учителя понимают огромную разницу между понятиями обучения и вдалбливания предмета.

Исследования психологов убедительно доказали, что материал, введённый при активном участии учащихся, усваивается ими в десять раз лучше, чем при пассивном участии. Активное участие заключается в возможности самостоятельно обобщать и делать умозаключения.

К сожалению, далеко не все учителя – «Сократы» и «Песталоцци». Кроме того, у большинства преподавателей существует множество дополнительных формальных обязанностей и ограничений. Современный образовательный формат не оставляет ни места, ни времени для творчества и размышлений.

Многие учащиеся также не приучены или уже отвыкли от активного способа получения знаний и хотят получать информацию побыстрее и поконкретнее, как в интернет-поисковике. В отношении изучения языков этот подход не всегда оказывается правильным. Полученные таким путём знания оказываются поверхностными, не стойкими, годными в основном для стандартных ситуаций. Однако, жизнь зачастую оказывается объёмнее и шире рамок, и тогда выученный подобным образом человек теряется в любых неформальных ситуациях.

По-хорошему, индукция и дедукция, анализ и синтез, должны во всяком обучении идти рука об руку. Потому, что наш мозг устроен так, что задействует оба процесса мышления. Было бы неверно говорить о том, что один из этих процессов лучше, а другой – хуже. Плохо, когда нет выбора, когда навязывается лишь один способ.

Как дедукция и индукция реализуются в методе CLP?
Сначала включается индукция. Не в режиме наводящих вопросов, а в виде речевых форм и моделей, которые вы усваиваете. Приучаясь к звучанию и произношению живого языка в связке с русской речью, находя сходства и различия, вы неизбежно начинаете видеть закономерности и задаваться вопросами. И тут стоит начинать пользоваться грамматическим комментарием, который содержит ответы в привычном нам всем дедуктивном ключе. Именно поэтому мы рекомендуем использовать грамматический комментарий программы не в самом начале обучения, а после 1-й части курса, когда у вас уже появится определённый объём речевых моделей, и вопросы придут сами собой.

По мере продвижения в обучении, индуктивные и дедуктивные процессы мышления чередуются совершенно естественным образом. Так, сопоставляя и размышляя, задаваясь вопросами и находя на них ответы, вы развиваете у себя чувство языка, благодаря которому сможете избавиться от столь обременительного перевода с русского на иностранный и обратно.

Как и всякое другое чувство, чувство языка – штука тонкая, его легко забить логикой, раздробить на элементы в надежде, что из них потом соберётся целое. Но логика не является единственным и универсальным способом познания. Отдельные элементы рискуют превратиться в осколки, из которых никак не захочет склеиваться целое. Оттого существует так много людей, отлично знающих правила и выучивших огромный объём слов, но не умеющих всё это применять в реальной жизни.

Именно поэтому метод CLP приглашает в изучаемый язык, начиная с ощущений и целостных образов. И если не подгонять этот процесс искусственно, дать ему развиться, он в конечном счёте приведёт к желанному результату – свободе общения на иностранном языке.

Независимо от метода изучения иностранных языков, которому Вы отдадите предпочтение, постарайтесь дать себе возможность больше искать и думать самому. Пусть Вы тем самым потратите чуть больше времени по сравнению с обычным способом, когда моментально получаете готовые ответы на все свои вопросы. Но в конечном счёте это время окупится: Вы научитесь понимать логику изучаемого языка и начнёте чувствовать его, как это бессознательно делает носитель.