Формирование навыков

 

Проблемы изучения иностранного языка

 

Способности к языкам

 

Как проходит обучение иностранному языку

 

Обучали даже в Космосе

 

Экспертиза Метода CLP

 

Certificate of quality-1

 

Certificate of quality-2

 

Способности к языкам

 

Как измерить результат

 

Уровни иностранного языка

 

Языковые барьеры

 

Как повысить мотивацию

 

 

Как приобретать навыки

Для начала придётся немного погрузиться в историю вопроса.

Реальность такова: значительная часть педагогической науки до сих пор прочно сидит на Павловской теории условного рефлекса. Из неё вышло целое научное направление, исключительно популярное в Америке: бихевиоризм, впоследствии – необихевиоризм. В рамках которого существует множество теорий обучения и научения. Разумеется, за целое столетие от Павловских идей ушли далеко, но принцип, заложенный в основу, остался. Напомним то, что все мы изучали в школе: есть рефлекторная дуга, на одном конце которой находится некий стимул, раздражитель, а с другого конца мы получаем реакцию. Что совершенно справедливо, кстати, по отношению к безусловным спинномозговым рефлексам и жизненно важным рефлексам продолговатого мозга (дотронувшись до раскалённой сковородки, вы не будете обдумывать – одёрнуть вам руку или нет: сработает болевой рефлекс). Конечно, в обучении это очень заманчивая идея: нажми на кнопку – получишь результат. И надо сказать, что эта идея вполне успешно воплощается в рамках дрессуры животных для постановки цирковых трюков. Но имеет ли рефлекторная дуга отношение к обучению человека, к постановке навыков, которые требует и автоматизма, и осознанности одновременно? Ведь если заяц стучит по барабану, чтобы получить морковку, это ещё не означает, что он занимается музыкой. Если человек заучивает отдельные слова и также отдельно изучает грамматику, из этого «конструктора» не выстроятся навыки речи!

Давайте подумаем. Если у нас всё время работает одна и та же дуга – другими словами, линия, по которой выстраивается действие, то почему же хорошо знакомое, миллион раз выученное действие всякий раз хоть незначительно, но отличается от своего предыдущего и следующего исполнения? Да, меняются условия: внутренние или внешние. Но дуга не в состоянии приспособиться к изменениям, не внося изменений в собственную структуру!

В середине прошлого столетия, в сложные сталинские годы, в СССР жил и работал такой учёный – Н.А.Бернштейн. Он понял, что не всё так просто с этой рефлекторной дугой. То, что актуально на уровне спинного мозга, не работает по отношению к сложным действиям, навыкам, системам действий.

И тогда, одновременно с будущим академиком Анохиным, Бернштейн закольцевал рефлекторную дугу. Дуга кольцуется за счёт модели потребностного будущего и акцептора результата действия. То есть, всякое мыслящее существо прежде, чем что-то сделать, имеет цель, отображаемую моделью потребностного будущего. И каждый раз практический результат действия сличается с этой моделью посредством акцептора результата действия. Кольца также не повторяют сами себя, постоянно происходит развитие по спирали! Кольца заполняют слои функциональной системы, которая выстраивается строго последовательно. Дом нельзя начать строить с крыши. И собрать его по блокам в любом случае можно только тогда, когда есть фундамент и каркас всего здания.

Стоит заметить, что это не просто идеи: они давно опробованы и прочно отработаны на практике. В различных областях медицины, например.

Почему педагогика в части преподавания языков не захотела подумать на эту тему?

«Физкультурники» (имеются в виду Университет и Академия), например, давно взяли на вооружение разработки Бернштейна.

Заучивание отдельных слов в разнообразном своём проявлении, будь то старый добрый способ писания карточек или новомодные «спецсигналы» – вот пример образования условного рефлекса. Проблема в том, что как всякий условный рефлекс, без подкрепления затухает. То есть, учишь-учишь, какое-то время помнишь, а потом – бац, и ничего нет. Обидно. Потому что сколько ни создавай рефлекторных дуг, никакого навыка из них не возникнет – они остаются отдельно взятыми элементами, которые ни во что не выстраиваются.

Таким образом, мы с вами видим, что существующие методы обучения иностранным языкам в большинстве своём не имеют ни малейшего отношения к природе формирования навыков речи.

Методика CLP – единственная в мире – пошла по другому пути. Потому что создатели данной методики имели полное право невзирая на лица, звания и кафедры брать то, что считали лучшим для достижения цели. И средства также это позволяли: научные исследования и разработки в оборонной сфере не знали ограничений.

Для того чтобы развитие навыков было эффективным, важно помнить и понимать, что навык вам никто вместо вас самих не сформирует, для этого требуется и ваша собственная работа. Мы можем дать вам в руки инструмент формирования навыка – разработанную для вас программу, ваша задача – им воспользоваться, если вы действительно хотите уметь общаться на иностранном языке.

Потому что сколько бы вы ни изучали язык, вы не будете понимать и говорить сами до тех пор, пока у вас не будут сформированы соответствующие навыки, даже если уровень ваших знаний достаточно высок. Навыки речи не тождественны знанию языка! Знаниями вы можете овладевать на любых курсах, с преподавателем или читая учебник. Метод формирования навыков речи на иностранных языках на сегодня представлен лишь одной методикой – методикой CLP, которая не имеет ни аналогов в мире, ни конкурентов.

Навык – это то, что вы умеете и можете применить на практике. Знания – это некая дополнительная информация, которая способна сделать ваши навыки более глубокими и осознанными.

Скажите, отличается умение водить автомобиль от чтения или выучивания инструкции по управлению им? Вот вам пример отличия живого навыка от абстрактного знания.

Перед каждым, кто хочет научиться общаться на иностранном языке, т.е. овладеть навыками речи, встаёт очень важный в практическом плане вопрос: Сколько нужно времени на то, чтобы сформировать навык? Чтобы сформировать и закрепить речевой навык требуется несколько месяцев ежедневных (или почти ежедневных) занятий. Но это не так страшно, как кажется. Более того, если вам что-то действительно нужно, то есть это «что-то» входит на сегодня в десятку ваших жизненных приоритетов, вы готовы уделить этому (не «потратить», а уделить!) всего несколько месяцев и несколько десятков минут ежедневно?.. Ваш ответ на данный вопрос имеет самое прямое отношение к вашей мотивации. Подумайте об этом.

За меньший срок навык потенциально сформировать можно, но если он не будет закреплён, он будет быстро потерян. А наша задача заключается в том, чтобы дать навык, который останется у вас навсегда. Конечно, в отсутствии практики любые навыки имеют тенденцию ухудшаться, но: если навык правильно создан и надёжно закреплён, он сможет достаточно быстро восстановиться. Скорость восстановления будет зависеть от субъективных факторов, и в первую очередь, от ваших индивидуальных особенностей. Наши программы, программы Центра языковой психологии, поэтому и разрабатываются на основе индивидуальных особенностей восприятия информации слушателем.

Почему это важно знать, сколько требуется времени? Потому что это даёт вам возможность ставить перед собой реальные, достижимые цели. Думайте о таких вещах заранее, а не накануне «отхода поезда». Чем короче продолжительность обучения навыку, тем быстрее у вас должна начаться языковая практика и тем более насыщенной она должна быть.

В заключение темы навыка давайте рассмотрим схему формирования навыков речи на иностранном языке.

Первый шаг, который должен быть сделан – это активизация фонематического слуха. Фонематический слух – это специфический инструмент восприятия человеческой речи. Он не имеет абсолютно ничего общего с музыкальным слухом: зоны коры головного мозга, отвечающие за оба вида слуха, находятся в разных полушариях.

Развитый фонематический слух позволяет человеку вместо звукового хаоса чужого языка слышать и различать непосредственно речь.

Фонематический слух активизируется и устанавливается не сразу, а за несколько этапов, каждый из которых не может опережать предыдущий.

Второй шаг в развитии навыков речи должен быть направлен на формирование ритмической и интонационной составляющих речи.

Каждый язык имеет определённый ритм и придерживается принятых в нём интонаций. Зачастую мы не можем понять носителя языка именно потому, что не воспринимаем данные компоненты речи! Вместо этого мы пытаемся искать знакомые слова, цепляемся за них, пытаемся включать свои грамматические знания, но это оказывается бесполезным – до тех пор пока ритм, мелодика и интонация иностранной речи не будут восприняты.

Третий шаг заключается в развитии мыслительных процессов на изучаемом языке. Иностранная речь должна зазвучать уже не вовне, а внутри вашей головы, и это станет основой беспереводного мышления на новом языке. Это означает, что вы сможете отказаться от беспрестанного перемещения каждой мысли с иностранного на родной и обратно, а пользоваться сформированной в собственном мозге структурой иностранной речи. Тем самым повышается скорость вашей речи, и уменьшаются энергозатраты мозга (вы представляете, сколько лишних и совершенно бессмысленных операций вынуждена совершать голова, пока она не думает на том языке, на котором вы общаетесь?)

Ну и последний, четвёртый шаг – развитие имитационных способностей и артикуляции на новом языке. Казалось бы, как сложно: грамотное, красивое произношение даётся очень немногим в традиционной системе обучения языкам. И это естественно, т.к. в традиционной системе преподавания развитию предыдущих «слоёв» функциональной системы не уделяется должного внимания, если уделяется вообще.

На самом же деле хорошее произношение является логическим итогом развития предшествующих компонентов речевого навыка, и не более того.

А теперь давайте сравним описанную схему формирования навыков речи с тем, что имеет место на практике в традиционном обучении. Что происходит в привычном нам варианте?

Лексика, грамматика, фонетика. Или в любом другом порядке, с разнообразными акцентами на одной или другой составляющей (и этим отличается коммуникативный метод от грамматико-переводного), но в любом случае развития навыков речи мы не наблюдаем.

CLP является единственной методикой в мире, которая в полной мере отрабатывает механизм формирования речи, который мы объяснили вам выше.
Обратите внимание, дорогие друзья, что создателям методики CLP ничего не нужно было придумывать, брать «из головы», а всего лишь исследовать то, что уже создано природой и много тысячелетий успешно функционирует. Природа давно дала человеку речь и придумала инструменты её формирования.

В заключение темы навыка ещё раз напомним вам, уважаемые читатели, важнейшую идею: речь и язык не тождественны. Вы можете знать язык и быть не в состоянии им пользоваться, не имея соответствующих речевых навыков. Но если у вас заложены навыки речи, собственно языком при необходимости вы сможете овладеть легко и просто, воспользовавшись любым из предлагаемых для этого способов – курсы, частные преподаватели, учебники-самоучители, диски и т.д. Для освоения навыков речи мы предлагаем вам воспользоваться уникальной в своём роде методикой CLP.