Возраст и иностранные языки

Всякий, кто прекращает учёбу, — старик, будь то в двадцать или в восемьдесят лет. Всякий, кто продолжает учиться, — остаётся молодым. Самое главное в жизни – сохранить свой ум молодымГенри Форд

Часто возникает вопрос: в каком возрасте лучше изучать иностранный язык — английский, немецкий, французский, испанский, итальянский — и имеет ли принципиальное значение возраст обучаемого? Бытует мнение, что учиться чему-либо, особенно иностранному языку, следует только в детстве и в юности. Дальше уже практически бесполезно или очень долго и трудно. Так ли это на самом деле?

Не будем оспаривать тот факт, что мозг ребёнка, подростка, совсем юного человека обладает максимальной пластичностью и восприимчивостью. Так задумано природой. Но это не означает автоматически то, что мозг взрослого человека не способен к восприятию новой для него информации! Наоборот, у взрослого, решившего учиться, есть свои преимущества по сравнению с юным поколением: — более высокая осознанность и, как следствие, самодисциплина — мотивация у взрослого учащегося чаще всего намного более развита — информация, получаемая во взрослом возрасте, более прочно оседает в памяти Может ли взрослый человек заговорить на иностранном языке? Может, и для этого не надо переворачивать свою жизнь с ног на голову в угоду иностранного языка! Нужно только найти подходящий метод и немного потрудиться.

Есть ли у взрослых какие-то сугубо физиологические ограничения для освоения иностранных языков? Нет. Поэтому не стоит искать у себя какие-то специфические затруднения!

Родная речь развивается до 3-х лет, и это единственный подобный критический период в нашей жизни. То есть, по своему содержанию и последствиям для дальнейшей жизни данный возраст неповторим! Если с младенцем не разговаривать, то ни речь, и интеллект у него не разовьются. Дети-Маугли тому печальный пример. Принципиально важно, чтобы ребёнок был окружён речью, а когда уж он будет говорить сам – другое дело. Есть дети, которые сами начинают говорить уже после 3-х лет, и с развитием у них потом всё в порядке, хотя в подобной ситуации проконсультироваться со специалистом всё же стоит.

Следующий возраст, связанный с языками, но уже не являющийся критическим – это 12-14 лет, когда освоение иностранных языков протекает наиболее легко и просто. И обидно, когда у подростков именно в этот период в силу каких-то внешних обстоятельств (чаще всего – неудачного школьного учителя) не складываются отношения с иностранными языками. Жизненный опыт в вопросах изучения языка — это источник вашего вдохновения или языковых барьеров, в зависимости от того, каким был этот опыт.

А потом, в течение всей дальнейшей жизни, всё обстоит и проще, и сложнее одновременно: вы можете в любой момент начать изучение иностранного языка – для вас больше нет ни самых благоприятных, ни каких-либо неблагоприятных периодов. И это – хорошая новость! Но у вас уже есть сложившиеся индивидуальные особенности и жизненный опыт в вопросах изучения чего-либо, в том числе иностранных языков. Индивидуальных особенностей плохих или хороших не существует. Всего-навсего необходимо учитывать то, что они у вас есть, и исходить из этого! Правда, существует только один метод обучения, основанная на анализе и учёте индивидуальных особенностей – это метод обучения иностранным языкам CLP. А индивидуальные занятия с преподавателем, имея массу преимуществ перед занятиями групповыми (как и наоборот), совершенно не гарантируют «индивидуального подхода» в истинном его смысле.

Что происходит с нашим мозгом с возрастом? Как и все остальные части тела, лет где-то после 25 мозг уже вырос и сформировался. Означает ли это, что развития уже нет и быть не может? Вовсе нет! Развитие или деградация живого существа являются постоянно текущими процессами. Или одно, или другое.

Полагаю, вы не считаете, что после 25 лет вам уже бесполезно заниматься физическим развитием. Есть желание – занимаетесь фитнесом для поддержания стройности и общего самочувствия. И возможности для этого находите, не миллионы для этого требуются.

А вот в том, что касается умственного развития и наполнения имеющегося у нас серого вещества, многие почему-то придерживаются другой точки зрения: выучились чему-то до 25 лет, дипломы разнообразные получили – и хватит! И так умные, других учить пора. Проходит лет 10 или больше, и многие, поняв довольно условную ценность своих дипломов, устав от отсутствия развития, идут учиться снова. Чаще всего – это второе высшее образование или какие-то курсы —английского, немецкого, французского, испанского, итальянского языков.

Возвращаясь к мозгу. Мозг взрослого не хуже соображает, чем пятнадцатилетнего! При условии, если все эти годы он был задействован. Наоборот, мозг  со временем приобретает возможность не просто заглатывать всю информацию подряд, а отделять зёрны от плевел: нужное от ненужного, главное от второстепенного, практически применимое от пустого и времязатратного.

Важно усвоить, что мозг следует тренировать так же, как и тело, иначе в сером веществе появится кое-что похуже, чем целлюлит и растяжки. А именно, застойные явления в результате многолетней незадействованности целых пластов, огромных зон коры и подкорки. К сожалению, подобные вещи отражаются не только на умственной работоспособности, но и на общем здоровье. В частности, статистика свидетельствует о том, что умственная тренировка на протяжении всей жизни — лучшая профилактика болезни Альцгеймера.

Освоение иностранного языка — великолепная тренировка мозга в любом возрасте! В ряде иностранных вузов экзамен по иностранному языку приравнивается к экзамену по математике. Потому что память, логика, анализ и синтез как основные компоненты человеческого мышления в процессе освоения языка задействованы не меньше (если не больше!), чем в математике. Достаточно вспомнить, из чего состояло классическое домашнее образование представителей высших сословий: иностранные языки играли ведущую роль. И не только потому, что в противном случае русский дворянин просто не смог бы общаться со своими соплеменниками. Если кто забыл: письмо Татьяны Онегину написано по-французски, потому что по-русски Татьяна была не в силах выразить свои чувства… Да и говорила Татьяна по-русски с ошибками, на что с юмором указывает Пушкин.

Но дело не только в банальной коммуникативной надобности иностранного языка, а ещё и в развитии интеллекта! Для развития оного иностранные языки всегда были и будут нужны.

В наше время, уважаемые дамы и господа, у каждого из нас есть возможность осваивать иностранные языки, даже и от носителя, находясь в любом уголке мира. И мы со своей стороны стараемся делать для вас подобные возможности качественными и доступными.

Комментирование закрыто