Построение персональной системы обучения
Подойдёт ли Вам обучение по методу CLP
На какой базе строится Ваш персональный курс обучения
Несмотря на обилие возможностей, курсов и методов, изучение иностранных языков нередко затягивается на долгие годы.
Дело в том, что язык – не просто средство общения, но основа человеческого сознания.
Язык настолько глубоко затрагивает наше мировоззрение, мышление, эмоции, что бессознательное сопротивление восприятию того или иного языка может быть колоссальным.
Индивидуальность – ключ к успеху
Результативность изучения языка зависит от наших индивидуальных особенностей.
Метод или преподаватель, который помог Вашему знакомому, может не так хорошо помочь лично Вам, и наоборот.
Какие именно индивидуальные особенности влияют на результативность изучения языка?
Все: пол, возраст, имеющийся опыт изучения иностранного языка (любого) или его отсутствие, особенности характера, темперамента, и весь жизненный опыт в целом. А также сугубо психо-лингвистические составляющие: способности к языкам, психологические языковые барьеры.
C лингвистическим психологом
могут обсуждаться следующие вопросы
Задача лингвистического психолога в том, чтобы учесть все ваши особенности в построении системы обучения, развить имеющиеся способности и обойти возможные препятствия.
В отличии от преподавателя, лингвистический психолог видит всю картину в другом ракурсе. Есть множество вещей, которые в компетенцию преподавателя просто не входят.
Каковы шансы на успех?
Если вы привыкли регулярно осваивать что-то новое в самых разных областях жизни, это также облегчит вам освоение иностранного языка. Чем больше вы находитесь в рутине повседневности и чем меньше ваш мозг приучен к восприятию новой информации, тем сложнее вам будет впустить в себя иностранный язык.
Поскольку я упомянула гендерные различия, дабы избежать обвинений в сексизме, отмечу, что мозг мужчины и мозг женщины имеют специфические врождённые различия как на уровне строения, так и на уровне функций. В результате этих различий у женщин есть тенденция (но не гарантия) к более лёгкому освоению языков.
Характер, темперамент и обработка информации
Динамика обучения также у всех различна и зависит в том числе от особенностей темперамента.
Одни из нас – интеллектуальные спринтеры: быстрее втягиваются в новую нагрузку, но и нуждаются в более частых переключениях с одной деятельности на другую.
Другие же, наоборот, интеллектуальные стайеры: втягиваются медленнее, но дольше сохраняют выносливость на долгой дистанции.
Когда я заговорю?
Есть определённый физиологически обусловленный период формирования навыков, в том числе навыков языка и речи.
Нужно ли заниматься иностранным языком ежедневно, и сколько времени уделять языку в день? В идеале, иностранный язык должен жить с вами каждый день. В среднем стоит уделять иностранному языку хотя бы 30 минут. Это могут быть самые разные виды деятельности, связанные с языком.
Помимо выполнения учебных упражнений – аудирование, чтение, просмотр фильмов и так далее.
У каждого из нас в зависимости от целей, задач, индивидуальных слабых мест этот набор может быть совершенно разным.
Оптимальный объём нагрузки индивидуален.
Высокомотивированные учащиеся часто пытаются заниматься языком 24 часа в сутки. Даст ли это ожидаемый результат?
Не стоит рассчитывать применительно к изучению языка, что больше = всегда лучше. Передозировка информацией может быть столь же бесполезна и не хороша, как переедание.
Информации необходимо время для усвоения, и когда вы пытаетесь закачать в себя новую информацию, не переварив предыдущую, вы отнюдь не ускоряете получение результата.
Способности
Способности к языкам относятся к комплексным способностям человека. То есть, они включают в себя набор общих способностей и способности специальные.
Они зависят также от общего интеллектуального и образовательного уровня человека.
— Вербальные способности
— Беглость речи
— Имитационные способности
— Фонематический слух
Большую роль играет фактор наследственности: кому-то языки будут даваться легче, а кому-то, наоборот, придётся приложить большие усилия для достижения результата.
Любой человек способен к освоению речи
Да, природа обеспечила каждого из нас специальными механизмами для освоения речи и языка.
Один из таких механизмов – фонематический слух, способность различать звуки речи из всего остального звукового шума. Его необходимо развивать применительно к изучаемому языку.
Часто путают фонематический слух с музыкальным. Это неверно. Человек с хорошим музыкальным слухом будет лучше усваивать мелодику языка, но не сами звуки.
Как найти равновесие между «хочу» и «надо»?
Бывает, что язык учить нужно, но совершенно не хочется.
Пока вы не найдёте в себе искреннее желание и интерес и не зацепитесь за них, ничего хорошего из вашего обучения не выйдет: вам просто не будет хватать энергии.
Это физиологически обусловлено деятельностью мозга – то, что нам интересно, имеет как бы автоматическую подзарядку аккумулятора. А деятельность, которая продиктована необходимостью, себя энергетически не питает.
Мотивация – что это и как её развить?
Побудительная причина к изучению языка, то есть необходимость, должна быть максимально осознана, иначе вы рискуете сбиться с курса.
Избыток мотивации – это тоже плохо. Вы становитесь слишком напряжены, у вас сужается угол зрения, вы упускаете из виду множество важных моментов.
Поэтому говорить приходится о рабочем уровне мотивации, который весьма индивидуален.
Биоритмы и обучение
Фактор индивидуальных биоритмов также стоит учитывать.
Когда у Вас больше энергии и куда её лучше направить в вопросах изучения языка?
Как пережить снижение биоэнергетической активности, не потеряв наработанные знания и навыки?
Запоминание, вспоминание, забывание. Как работает память?
В динамике изучения языка можно выделить две большие составляющие: получение новой информации и закрепление имеющейся.
Получение новой информации у большинства из нас хорошо идёт утром, а закрепление старой – вечером, непосредственно перед сном.
Есть ли контакт с педагогом?
Впервые встречаясь с преподавателем, необходимо помнить одну психологическую аксиому: первое впечатление далеко не всегда самое правильное, но всегда самое сильное.
То есть, судить о преподавателе и о наличии или отсутствии у вас контакта на основании первой встречи неправильно. Мы все – живые люди, поэтому вопрос настроения и физического самочувствия не стоит сбрасывать со счетов. В то же время, стоит помнить, что хороший человек – это не профессия.
И вам, и преподавателю потребуется какое-то время, чтобы понять, получится ли у вас успешное сотрудничество. Сотрудничество – это ключевое слово. Вы с педагогом должны быть на одной волне.
Как убрать барьер
Во-первых, языковой барьер – это не патология, а нормальная защитная реакция мозга и психики.
Языковые барьеры в той или иной степени и форме присутствуют у всех взрослых людей, начинающих общаться на новом языке. Чем моложе человек, тем меньше у него барьеров обычно, и наоборот.
Барьеры всегда выражаются индивидуально и требуют также индивидуальной коррекции.
Разные типы барьеров
Если у Вас не сформированы навыки речи, то есть Вы очень плохо понимаете на слух и у Вас не натренирован навык говорения, то это – лингвистический барьер, и он никуда не уйдёт без обучения именно этим навыкам.
А если Вы, в принципе, неплохо знаете язык, но попадая в реальную ситуацию, теряетесь, забываете слова и перестаёте понимать сказанное Вам – это барьер психологический, и он требует психологической коррекции.
Самый главный враг
Один из самых распространённых типов психологических языковых барьеров у взрослых, успешных людей – это страх совершить ошибку и потерять лицо. Перфекционизм, стремление к идеалу без права на ошибку.
Этот страх блокирует возможность самого обучения, потому что обучение предполагает Ваше право на многочисленные ошибки.
Как разобраться с этим барьером, чтобы не создать себе новые? Вопрос к лингвистическому психологу!
Язык и речь – стоит знать, в чём разница
Язык – это система кодировки информации. С помощью определённой системы знаков и символов люди и даже животные передают друг другу разнообразную информацию. Язык человека облечён в речь как в форму.
Речь – навык, практический инструментарий общения, язык – система знаний.
Речь бывает устная, письменная и внутренняя. Устная речь включает в себя слуховое понимание и говорение, письменная речь – чтение и письмо, внутренняя речь – это мышление, разговор человека с самим собой.
Для изучения иностранного языка важно понимать, что компоненты речи физиологически связаны друг с другом в определённую систему и последовательность.