Питер Хэгболдт «Значение слова»

Часто говорят, что изолированное слово ничего не означает. Это утверждение неверно постольку, поскольку многие слова имеют только одно чёткое и совершенно определённое значение. Это утверждение и верно постольку, поскольку большинство слов имеют несколько различных значений. Когда иностранец просит объяснить ему значение какого-либо слова, нам обычно приходится говорить: «Значение слова зависит от контекста. В какой связи вы встретили это слово?»

 

В каком значении употреблено то или иное слово, можно выяснить лишь в контексте. Утверждение, что изолированное слово ничего не означает, несомненно, является реакцией против устаревшего способа преподавания, когда учащемуся внушали, что каждому слову иностранного языка обязательно и точно соответствует слово в родном языке. Целью этого утверждения было показать, что в разных языках одна и та же мысль выражается по-разному.

 

Значения слов познаются путём большого языкового опыта. Различные значения слова нельзя узнать из одного предложения. Чем больше мы занимаемся изучением языка, тем чаще встречаем слова в одном и том же значении и тем больше значений одного и того же слова мы узнаём. Овладение отдельным словом наступает по мере того, как мы употребляем его в письме, произносим, слышим, как употребляют это слово другие, и встречаем при чтении в разных значениях с разными оттенками. Учит нас языковой опыт, а не словарь. Словарь – лишь посредник при первом знакомстве. То же самое можно сказать и о списках слов. Они хороши для того, чтобы освежить знания, приобретённые опытом. Или для того, чтобы проверить, что сохранилось в памяти. Они особенно важны, если туда включены примеры на различные значения слов в законченных предложениях. Наиболее полезны списки слов, составленные самими учащимися.

 

Языковой опыт всегда тесно связан с жизнью. Мы накапливаем языковой опыт в тех видах речевой деятельности, в которых больше всего упражняемся.  Так, в результате слушания и чтения законченных предложений мы обязательно научимся воспринимать устную речь. Постоянные упражнения в речи и письме разовьют навыки письменной и устной речи. Однако наилучшие результаты достигаются тогда, когда в результате языкового опыта различные виды речи сливаются в единое целое.  Однако учащиеся – народ занятой. Многие из них вынуждены «закончить» изучение языка после очень краткого курса обучения. Большинство из них хочет научиться читать. В связи с этим напомним, что чтение – самый долгий путь накопления словаря, столь необходимого для чтения же.

Начало

Продолжение