Преподаватель или IT? ч.2

Начатая в предыдущей статье тема потянула за собой целый ряд вопросов, которые необходимо осветить.

Вспоминается фильм «Москва слезам не верит», когда один из героев убеждённо говорит о том, что появление телевидения приведёт к умиранию театра. Теперь, когда телевидению уже более полувека, тезис о преждевременной кончине театра звучит забавно.

Так вот, говоря о появлении IT-технологий в сфере обучения иностранным языкам, я вовсе не берусь утверждать, что это приведёт к «вымиранию» профессии преподавателя.

Во-первых, есть аспекты знаний и виды навыков, которыми невозможно или крайне затруднительно овладевать без прямого, непосредственного и регулярного участия преподавателя или тренера. Иностранные языки, а точнее – ИНОСТРАННАЯ РЕЧЬ – к подобным навыкам не относится. Как раз этим человек должен овладевать сам! Только самостоятельная работа слушателя способна сформировать у него навыки иностранной речи, и никакой преподаватель не сделает это вместо него самого. Как известно, «свою голову не приставишь».

Во-вторых, всегда были, есть и будут люди, которые чему-либо могут учиться только в постоянном контакте с преподавателем. IT-обучение, дистанционное обучение предполагает самостоятельность в той или иной мере: над вами никто не стоит и ничто не давлеет. В то время как очень многим из нас для того, чтобы чему-то учиться (так и хочется процитировать классика: «чему-нибудь и как-нибудь»), необходимы «палка» и «пряник». Обычно эту роль, среди прочего, играет педагог. Дополнительным мотивирующим фактором выступают другие учащиеся – это актуально для многих, кто не может развиваться без конкурентной среды.

Должна сказать, в начале дистанционного обучения практически каждый проходит эту стадию – обучение самоконтролю в обучении. Это самый сложный шаг, психологическая засада: свобода опьяняет, расслабляет, зато потом резко отрезвляет встречей с реальностью.

И когда человек овладевает умением справляться со своей свободой, самодисциплиной, ответственностью в обучении, он уже не променяет эту форму обучения ни на какую другую, за исключением отдельных областей деятельности, в которых дистанционность пока недостижима.

Что следует делать самому для того, чтобы освоить навыки речи на иностранном языке, а что нужно хотеть, ожидать и даже требовать от преподавателя?

Итак, ваша личная задача – формирование и развитие навыков речи под руководством преподавателя или с помощью специального учебного материала, такого как программы CLP или тренинговый комплекс MIL&MIC-trainer. Огромное преимущество данных программ и тренингового комплекса в том, что навыки речи у вас формируются непосредственно от носителя языка: вы живёте в языковой среде ежедневно, к тому же эта среда адаптирована к вашим индивидуальным информативным особенностям.

Задача преподавателя – помощь в дальнейшем развитии навыков, их коррекции, и, главное, обучение собственно языку: его структуре, особенностям, принципиальным составляющим. Конечно, на эту тему написано немало толковых книг и самоучителей, но если есть возможность и желание получить подобную информацию от опытного педагога, то это может быть намного интереснее и продуктивнее, чем книга.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что каждый волен выбирать то, что ему ближе, проще, удобнее. Я считаю, что в отношении изучения иностранных языков выбор велик, и важно, чтобы вы чётко понимали, что вам необходимо получить в результате. У метода CLP при этом есть огромное преимущество: он не вступает в противоречие ни с какими другими и легко сочетается с ними, потому что он единственный направлен на формирование навыков речи (кроме непосредственного пребывания в языковой среде, что для взрослого человека не всегда является панацеей). Речь необходима всем: устная, письменная, внутренняя (когда вы думаете на определённом языке). Метод CLP формирует естественный механизм формирования речи на иностранном языке, и оттого работает даже на «неспособных» учениках. Хотя, напомню, что к речи способен каждый, и вы можете убедиться в этом с помощью метода CLP!

Сделав выбор, определившись со способом освоения языка, не забудьте, что главное  регулярность и системность, независимо от  метода и формы обучения. А также необходима регулярная практика, чтобы ваши навыки, знания и умения развивались.

Комментирование закрыто