Преподаватель или IT-технологии?

Если вы читаете данную статью, это означает, что вы пользуетесь Интернетом, и скорее всего, регулярно. А как Интернет повлиял на ваше образование? Привнёс ли он что-то новое, расширил ли ваши возможности? Или вы пока всерьёз не задумывались о том, как можно учиться с помощью Интернет?

Мы привыкли к тому, что для того, чтобы чему-то научиться (и практически неважно, чему именно!), мы должны:

  1. Куда-то пойти. Или хотя бы купить книжку (диск, кассету и т.д., где будет содержаться некий фрагмент того, чему может научить автор данного произведения, но очно и за другие деньги).
  2. Учиться, что означает: слушать, смотреть, читать, что нам кто-то будет  рассказывать и показывать + выполнять определённые задания.

Вот такая простая схема, и мы её постоянно реализуем, начиная с детского сада и на протяжении всей жизни.

Появление Интернета ознаменовало собой появление новой эпохи, нового витка цивилизации. Произошли ли в связи с этим существенные сдвиги в образовании?

К рассмотрению приму свою родную тему – иностранные языки. Вот, что нового дал нам в этом вопросе Интернет:

1.  Обучение по Скайп. В принципе, всё абсолютно то же самое, что и при обычном обучении, только появляется возможность заниматься удалённо, например, живя в Москве – с преподавателем, живущим во Франции, ну и в любом случае без затрат времени на дорогу. Что, естественно, является огромным плюсом.

2        Социальные сети, заточенные под изучение иностранных языков (или одного языка). Преимущество также очевидно: вы можете практиковать и даже изучать язык, чисто физически находясь где угодно.

3        Многочисленные бесплатные возможности и ресурсы: видео, аудио, игры, on-line словари), которые в строгом смысле слова не обучают, но дают возможность расширять свои знания и практиковаться в применении языка.

На мой взгляд, все перечисленные возможности способствуют успехам учащегося при условии, что он не делает из них компот. Правда, обычно так и случается, особенно, когда что-то предоставляется бесплатно. Хватаясь за всё и сразу, задыхаясь от обилия возможностей, человек нередко забывает о том, что обучение – процесс системный, и это не зависит от того, происходит обучение в школьном классе или по Интернет.

Способствуют ли Интернет-нововведения повышению эффективности преподавателя (не берём в расчет Скайп, конечно)? К сожалению, подавляющее большинство преподавателей эти возможности не используют в занятиях, игнорируют, относятся свысока.

Да что говорить об Интернет! В ту пору, когда наш Центр занимался очными программами обучения, приходилось уговаривать некоторых преподавателей делать себе «лингвистическую зарядку» посредством просмотра телеканалов BBC и CNN, чтобы держать в тонусе своё произношение, которое неизбежно портится при преимущественном общении с учащимися, а также чтобы быть в курсе реальных особенностей словоупотребления. Кстати, преподаватели, которые не приняли к сведению данный совет, не сумели удержаться в работе с VIP-аудиторией.

Дело в том, что умного и платёжеспособного клиента заботит прежде всего результат. И уровень специалиста или учебного продукта такой клиент умеет определять сходу! А вопрос о том, кто именно обеспечит качество и результат – Интернет-проект  или конкретный преподаватель – отходит на второй план.

Когда-то, и моё поколение уже с трудом может вспомнить, когда это было, не было банкоматов. Представляете? Точнее, вспоминаете? Были сберкассы с постоянными очередями. Появление банкоматов стало революцией в банковском деле,  как и впоследствии появление платёжных терминалов. Как это сказалось на банках с живыми операционистками? Им пришлось существенно повышать качество обслуживания. Конкуренция, знаете ли.

То же потребуется и от преподавателей: повышение уровня и качества работы. Это непросто, особенно при упорном игнорировании возможностей Интернет. Тем более, что в Интернете непрерывно появляется что-то новое.

Центр языковой психологии дистанционным обучением иностранным языкам занимается уже очень давно. С тех ещё времён, когда самым распространённым вопросом было: «А разве можно самостоятельно, с помощью учебной программы выучить язык?» Теперь такой вопрос не звучит: значительное количество людей справились с языками самостоятельно. В том числе, и с помощью Центра языковой психологии.

Что значит создать дистаницонную программу обучения? Это значит, что лучшие специалисты в своём деле (у других это по определению не получится) – преподаватели, психологи – изначально вложили свои знания, навыки и труд в обучающий продукт. Так появились индивидуальные дистанционные программы CLP, которые (единственные!) доказали свою эффективность даже в Космосе.

Отсюда логично было пойти дальше, используя возможности Интернет. Объединив свои усилия с программистами (кстати, также изучавшими языки в Центре языковой психологии – все лучшие разработки делаются с участием тех людей, кто «испытывает» их на себе), специалисты CLP создали первый в мире индивидуальный автоматизированный программный комплекс, направленный на обучение навыкам речи и преодоление языковых барьеров: Мобильный индивидуальный лингвистический тренер & Мобильный индивидуальный коммуникативный тренер. Занятия с MIL&MIC-trainer (пока только английского языка) позволяет учащемуся овладевать навыками английской речи, преодолевать языковые барьеры, получать контроль и осуществлять коррекцию учебного процесса на каждом шаге обучения! То есть, тренер обучает и тренер исправляет: всё как в жизни, только онлайн.

Для потребителя благо – это возможность реального выбора! Если человек, живущий далеко от крупных городов с помощью Интернет может получить полноценную языковую подготовку от носителя языка – это здорово, и такими возможностями необходимо пользоваться.

Продолжение

Комментирование закрыто