Построение персональной системы обучения

Главная

способности к иностранным языкам понимание на слух иностранного языка

На какой базе строится Ваш персональный курс обучения

1аа

Несмотря на обилие возможностей, курсов и методов, изучение иностранных языков нередко затягивается на долгие годы.

Дело в том, что язык – не просто средство общения, но основа человеческого сознания.
Язык настолько глубоко затрагивает наше мировоззрение, мышление, эмоции, что бессознательное сопротивление восприятию того или иного языка может быть колоссальным.

Индивидуальность – ключ к успеху

3аа

Результативность изучения языка зависит от наших индивидуальных особенностей.
Метод или преподаватель, который помог Вашему знакомому, может не так хорошо помочь лично Вам, и наоборот.
Какие именно индивидуальные особенности влияют на результативность изучения языка?
Все: пол, возраст, имеющийся опыт изучения иностранного языка (любого) или его отсутствие, особенности характера, темперамента, и весь жизненный опыт в целом. А также сугубо психо-лингвистические составляющие: способности к языкам, психологические языковые барьеры.

C лингвистическим психологом
могут обсуждаться следующие вопросы

4аа

Задача лингвистического психолога в том, чтобы учесть все ваши особенности в построении системы обучения, развить имеющиеся способности и обойти возможные препятствия.

В отличии от преподавателя, лингвистический психолог видит всю картину в другом ракурсе. Есть множество вещей, которые в компетенцию преподавателя просто не входят.

Каковы шансы на успех?

5аа

Если вы привыкли регулярно осваивать что-то новое в самых разных областях жизни, это также облегчит вам освоение иностранного языка. Чем больше вы находитесь в рутине повседневности и чем меньше ваш мозг приучен к восприятию новой информации, тем сложнее вам будет впустить в себя иностранный язык.

Поскольку я упомянула гендерные различия, дабы избежать обвинений в сексизме, отмечу, что мозг мужчины и мозг женщины имеют специфические врождённые различия как на уровне строения, так и на уровне функций. В результате этих различий у женщин есть тенденция (но не гарантия) к более лёгкому освоению языков.

Характер, темперамент и обработка информации

6аа

Динамика обучения также у всех различна и зависит в том числе от особенностей темперамента.

Одни из нас – интеллектуальные спринтеры: быстрее втягиваются в новую нагрузку, но и нуждаются в более частых переключениях с одной деятельности на другую.

Другие же, наоборот, интеллектуальные стайеры: втягиваются медленнее, но дольше сохраняют выносливость на долгой дистанции.

Когда я заговорю?

7аа

Есть определённый физиологически обусловленный период формирования навыков, в том числе навыков языка и речи.

Нужно ли заниматься иностранным языком ежедневно, и сколько времени уделять языку в день? В идеале, иностранный язык должен жить с вами каждый день. В среднем стоит уделять иностранному языку хотя бы 30 минут. Это могут быть самые разные виды деятельности, связанные с языком.

Помимо выполнения учебных упражнений – аудирование, чтение, просмотр фильмов и так далее.

У каждого из нас в зависимости от целей, задач, индивидуальных слабых мест этот набор может быть совершенно разным.

Оптимальный объём нагрузки индивидуален.

8аа

Высокомотивированные учащиеся часто пытаются заниматься языком 24 часа в сутки. Даст ли это ожидаемый результат?

Не стоит рассчитывать применительно к изучению языка, что больше = всегда лучше. Передозировка информацией может быть столь же бесполезна и не хороша, как переедание.

Информации необходимо время для усвоения, и когда вы пытаетесь закачать в себя новую информацию, не переварив предыдущую, вы отнюдь не ускоряете получение результата.

Способности

10аа

Способности к языкам относятся к комплексным способностям человека. То есть, они включают в себя набор общих способностей и способности специальные.

Они зависят также от общего интеллектуального и образовательного уровня человека.
— Вербальные способности
— Беглость речи
— Имитационные способности
— Фонематический слух

Большую роль играет фактор наследственности: кому-то языки будут даваться легче, а кому-то, наоборот, придётся приложить большие усилия для достижения результата.

Любой человек способен к освоению речи

11аа

Да, природа обеспечила каждого из нас специальными механизмами для освоения речи и языка.

Один из таких механизмов – фонематический слух, способность различать звуки речи из всего остального звукового шума. Его необходимо развивать применительно к изучаемому языку.

Часто путают фонематический слух с музыкальным. Это неверно. Человек с хорошим музыкальным слухом будет лучше усваивать мелодику языка, но не сами звуки.

Как найти равновесие между «хочу» и «надо»?

12аа

Бывает, что язык учить нужно, но совершенно не хочется.

Пока вы не найдёте в себе искреннее желание и интерес и не зацепитесь за них, ничего хорошего из вашего обучения не выйдет: вам просто не будет хватать энергии.

Это физиологически обусловлено деятельностью мозга – то, что нам интересно, имеет как бы автоматическую подзарядку аккумулятора. А деятельность, которая продиктована необходимостью, себя энергетически не питает.

Мотивация – что это и как её развить?

13аа

Побудительная причина к изучению языка, то есть необходимость, должна быть максимально осознана, иначе вы рискуете сбиться с курса.

Избыток мотивации – это тоже плохо. Вы становитесь слишком напряжены, у вас сужается угол зрения, вы упускаете из виду множество важных моментов.

Поэтому говорить приходится о рабочем уровне мотивации, который весьма индивидуален.

Биоритмы и обучение

15аа

Фактор индивидуальных биоритмов также стоит учитывать.

Когда у Вас больше энергии и куда её лучше направить в вопросах изучения языка?

Как пережить снижение биоэнергетической активности, не потеряв наработанные знания и навыки?

Запоминание, вспоминание, забывание. Как работает память?

16аа

В динамике изучения языка можно выделить две большие составляющие: получение новой информации и закрепление имеющейся.

Получение новой информации у большинства из нас хорошо идёт утром, а закрепление старой – вечером, непосредственно перед сном.

Есть ли контакт с педагогом?

17аа

Впервые встречаясь с преподавателем, необходимо помнить одну психологическую аксиому: первое впечатление далеко не всегда самое правильное, но всегда самое сильное.

То есть, судить о преподавателе и о наличии или отсутствии у вас контакта на основании первой встречи неправильно. Мы все – живые люди, поэтому вопрос настроения и физического самочувствия не стоит сбрасывать со счетов. В то же время, стоит помнить, что хороший человек – это не профессия.

И вам, и преподавателю потребуется какое-то время, чтобы понять, получится ли у вас успешное сотрудничество. Сотрудничество – это ключевое слово. Вы с педагогом должны быть на одной волне.

 

Как убрать барьер

18аа

Во-первых, языковой барьер – это не патология, а нормальная защитная реакция мозга и психики.

Языковые барьеры в той или иной степени и форме присутствуют у всех взрослых людей, начинающих общаться на новом языке. Чем моложе человек, тем меньше у него барьеров обычно, и наоборот.

Барьеры всегда выражаются индивидуально и требуют также индивидуальной коррекции.

Разные типы барьеров

19аа

Если у Вас не сформированы навыки речи, то есть Вы очень плохо понимаете на слух и у Вас не натренирован навык говорения, то это – лингвистический барьер, и он никуда не уйдёт без обучения именно этим навыкам.

А если Вы, в принципе, неплохо знаете язык, но попадая в реальную ситуацию, теряетесь, забываете слова и перестаёте понимать сказанное Вам – это барьер психологический, и он требует психологической коррекции.

Самый главный враг

20аа

Один из самых распространённых типов психологических языковых барьеров у взрослых, успешных людей – это страх совершить ошибку и потерять лицо. Перфекционизм, стремление к идеалу без права на ошибку.

Этот страх блокирует возможность самого обучения, потому что обучение предполагает Ваше право на многочисленные ошибки.

Как разобраться с этим барьером, чтобы не создать себе новые? Вопрос к лингвистическому психологу!

Язык и речь – стоит знать, в чём разница

4аааа

Язык – это система кодировки информации. С помощью определённой системы знаков и символов люди и даже животные передают друг другу разнообразную информацию. Язык человека облечён в речь как в форму.

Речь – навык, практический инструментарий общения, язык – система знаний.

Речь бывает устная, письменная и внутренняя. Устная речь включает в себя слуховое понимание и говорение, письменная речь – чтение и письмо, внутренняя речь – это мышление, разговор человека с самим собой.

Для изучения иностранного языка важно понимать, что компоненты речи физиологически связаны друг с другом в определённую систему и последовательность.