Память и изучение иностранных языков. Часть 4.

Курсы иностранных языков дистанционноДистанционные курсы полиглот

 

лингво-дайвинг погружение в иностранный язык

 

Забывание иностранного языка

Забывание – естественный процесс, и чем более механистичным был процесс закрепления информации в памяти, тем быстрее будет забывание. На скорость забывания влияют также проактивное и ретроактивное торможение, а также иные химические, биологические и психологические факторы (мы говорили об этом раньше, в предыдущих обзорах темы «Память»).

Один из основополагающих принципов, на котором базируется выживание всех и вся на нашей планете – это принцип экономичности усилий. Всё, что не является необходимым для выживания особи, неизбежно отсекается. Потому что в ходе эволюции мозг твёрдо усвоил: в любой момент могут потребоваться усилия, в том числе экстремальные. Так зачем же расходовать энергию понапрасну? Прежде всего, забывание касается информации, которую мозг рассматривает как ненужную в данный момент и в данных жизненных обстоятельствах. Что будет, если мы перестанем забывать то, что нам сейчас не нужно?.. Тема для научно-фантастического сюжета или для психиатрической лечебницы.

Правда, фантастика эта является не столь уж отдалённой перспективой. Мы писали уже о стрессе, который является поистине бичом нашего времени, как и рак, который не в последнюю очередь обязан своим повальным возникновением именно стрессу. Информационный стресс совершенно перегрузил современного человека, и социологи-футурологи (специалисты, научно предсказывающие будущее человечества) в один голос говорят о том, что это только начало. В дальнейшем человеческой психике будет ещё сложнее справляться с информационной атакой развивающейся цивилизации.

И забывание, таким образом, является главным лекарством от основной болезни стресса: информационной перегрузки.

Факт №1: забывание – естественный процесс, и, более того, необходимый нам для выживания.

Факт №2: не вся информация забывается одинаково быстро или, наоборот, медленно. Бессознательно мозг склонен сохранять в первую очередь то, что необходимо для выживания, но также и то, что сложными ассоциативными связями соединено с какими-то жизненно важными интересами (в том числе по этому принципу запоминаются удачные рекламные работы, а также песни, надолго становящиеся хитами).

Мы регулярно слышим от профессионалов лингвистического рынка: «Язык без практики забывается». Да, это так. Но давайте в этом месте мысленно сделаем паузу и вернёмся к разнице между речью и языком. Язык, которым Вы не пользуетесь, становится ненужной для Вас информацией и оседает глубоко в недрах памяти. Вряд ли Вы сейчас сдадите ГИА или ЕГЭ по русскому языку: завалите большую часть заданий по грамматике. А вот диктант, изложение или сочинение напишете. Уж лучше или хуже — это зависит от того, как Вы были изначально этому обучены и насколько сейчас привыкли читать и писать. Потому что чтение и письмо — это совершенно конкретные речевые навыки!

Что происходит с навыком, если он не активен? Он не развивается. А значит, «сворачивается», проседает, теряет точность и остроту, но никогда не теряется из памяти!
Факт №3: формирование и закрепление навыка на физиологическом уровне возможно только за счёт образования прочных нервных связей. Если эти связи не образованы, значит, навык или не сформирован, или не закреплён. Но если же прочные нервные связи наличествуют, они непременно останутся и восстановятся при активации навыка.
Факт №4: чем сложнее навык, чем выше уровень его функциональной организации, тем быстрее он стирается. Речь относится к простым навыкам, и поэтому потерять её довольно сложно, а восстановить легко.

Резюмируем.

Память – лишь одна из высших психических функций, которые в совокупности обеспечивают нам возможность совершать определённые действия. Память улучшаема и тренируема, и самое главное – память сенсорна. (Вот почему в условиях космоса она страдает в первую очередь: у человека нарушены привычные сенсорные координаты, обеспечиваемые на Земле силой тяготения. Тем и объясняется важность космических экспериментов CLP – они доказывают широту возможностей применения метода в самых разнообразных, даже экстремальных условиях.)

То, что забудет «голова», никогда не забывают ваши мышцы, глаза, руки, кожа, слух. И каждый из Вас в своей жизни многократно сталкивался с подтверждением этого факта! Вспомните, как после относительно длительного перерыва Вам приходилось заново приступать к привычной прежде деятельности. Если бы не сформированный прежде навык, если бы не сенсорность памяти – «голова» Вас могла бы и подвести. Ваше тело само помнит, как нужно плавать, бегать, ездить на велосипеде и так далее. Потому что задача высших отделов мозга – это контроль за правильностью выполнения действия и самой постановкой задачи. Но не удержание в себе массы мелочей. «Мелочи» обязаны стать навыком. И так же происходит – должно происходить! – при овладении иностранной речью.

Чем более сенсорным является процесс овладения речевыми навыками и чем больше видов памяти задействуется — слуховая, зрительная, моторная — тем лучше будет запоминание и прочнее навыки.

Ещё один нюанс изучения языков следует из того, что мы рассказали Вам о работе памяти. Если Вы хотите получить в итоге красивую и грамотную речь на иностранном языке, старайтесь с самого начала воспринимать этот язык в исполнении носителя. Потому что те образцы речи, которые Вы запечатлеете в своей памяти изначально, потом будут определять всю Вашу речевую деятельность на этом языке. В противном случае вытравить из Вашей памяти неправильные образцы Вам будет довольно затруднительно.

А в том, что касается заучивания, Вы уже, наверное, поняли: одним лишь заучиванием навык не сформируешь. Это не налагает запрет на использование каких-либо приёмов запоминания, отнюдь. Просто Вы должны понимать, что специальное запоминание или заучивание может служить лишь вспомогательным приёмом, используемым главным образом на начальных этапах обучения.

Программа CLP окажется хорошим помощником тем, кто хочет научиться правильно и красиво говорить на иностранном языке, используя для этого достижения психологической науки.

часть 1

часть 2

часть 3