Мотивация часть 1

Курсы иностранных языков дистанционноДистанционные курсы полиглот

 

лингво-дайвинг погружение в иностранный язык

 

Что такое мотивация

Один из самых важных вопросов для человека, занимающегося изучением иностранных языков — это как поддерживать свою мотивацию на должном уровне? Без должной мотивации невозможно пройти обучение от начала до конца.

Давайте сначала разберёмся в том, что такое мотивация.

Мотивация и интенция.

Мотивация — слово нерусское, неродное, и оттого внутренне нам не до конца понятное.

Словарь В.Даля выдаёт нам следующее:

Мотив — побудительная причина. Мотивировать что-то — подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.

Вполне раскрывается смысл! Мотивация получается инструментом логики, который работает только тогда, когда может опереться на доводы и факты.

Как правило, мотивация – это то, что воздействует на вас извне (положительно, в качестве «пряника», или отрицательно, в качестве «кнута»). Применительно к изучению языка это означает, что он нужен Вам для каких-то определённых целей. Эти цели лично для Вас вполне обоснованы и самому себе доказаны. Так почему же бывает так трудно удержать мотивацию, если понятны цели?..

А потому что помимо действий извне на нас ещё что-то должно действовать изнутри. Это «что-то» психологическим языком называется интенция. По-русски: желание, намерение, стремление, воленье. Как видим, это, скорее, эмоциональная субстанция. Она действует по своим законам в духе поговорки: «Насильно мил не будешь».

Рассмотрим этот баланс сил –  внешних и внутренних, логических и эмоциональных – на наиболее распространённых примерах.

Пример первый.

Вам нужно освоить английский/немецкий/французский/китайский или какой- то другой язык, потому что Вы можете получить очень хорошее рабочее место с высоким окладом и отличными перспективами. С точки зрения мотивации – всё очень даже хорошо, налицо веские доводы и основания для действий.

Но тут возможно два варианта.
Первый. Вам, в принципе, нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык, и Вы занимаетесь с удовольствием и интересом. То есть, желание (интенция) присутствует.

Второй. Вам ни в какую не нравится тот язык, который Вам нужно изучить: интенция отсутствует. Как раз тот случай, когда насильно мил не будешь.

В случае первого варианта Вам остаётся только найти подходящий для себя метод, форму и место обучения, а также периодически напоминать себе, для чего Вы это делаете, то есть поддерживать мотивацию в процессе изучения языка на должном уровне.

Второй вариант напоминает приём определённой пищи в детстве, которую ваши родители считали крайне для вас полезной, а вам было невкусно! Что же делать в этом случае, когда вы и сами прекрасно знаете, как полезен, например, английский язык на завтрак, но вам «невкусно»?..

Ответы будем искать чуть позже, пока давайте дальше разбираться с самим принципом соотношения мотивации и интенции.

Пример второй.

Вам очень нравится какой-то определённый язык — интенция налицо.

Опять рассмотрим два варианта развития событий.
Первый.
Вы пока даже не предполагаете, зачем он вам нужен. Мотивации нет, но её можно найти при желании.

Вариант второй.
Вы предполагаете, что через год-другой поедете в страну, где говорят на этом языке, и будете там активно общаться, посещать экскурсии и получать массу удовольствия, а не чувствовать себя безъязыким, немым и одиноким на чужом празднике жизни. Мотивация положительная, хоть и не очень определённая.

Если второй пример/вариант второй относится к Вам – Вас можно смело поздравить, у Вас сплошные плюсы! Помощь лингвистического психолога Вам может потребоваться только в том случае, если у вас присутствуют иные коммуникативные барьеры (понимания, говорения, школьный).

Вся эта история с мотивацией и интенцией относится прежде всего к тем, у кого отсутствует либо желание, либо невнятны цели в освоении языка. Впрочем, и тем, у кого всё хорошо – цели ясны и желание присутствует, тоже может быть полезно вникнуть в тему, так как мотивация всегда проявляет тенденцию к нестабильности, особенно на сравнительно большом промежутке времени.

Из приведённых примеров становится очевидно, что с внутренними проблемами разбираться гораздо сложнее, чем с внешними. Но на  то и есть лингвистическая психология, чтобы помогать людям решать их внутренние проблемы, связанные с освоением языков.

В качестве первого шага на пути поиска гармонии мы предлагаем вам подумать о том, каков ваш собственный вариант проблемы (если она, конечно, присутствует или может возникнуть). Возможно, ваш вариант не нашёл отражения в наших примерах? Чем больше вы обнаружите своих собственных причин и личной вовлечённости, тем более действенными окажутся предлагаемые нами способы решения проблем подобного типа.

Как определить мотивацию