Итальянский язык: история происхождения, основные особенности

Главная     Итальянский язык

Итальянский принадлежит к группе романских языков, к которой также относятся: португальский, испанский, каталонский, французский, румынский, молдавский, провансальский (окситанский), ретороманский (или ладинский – на нём говорят в Швейцарских и Австрийских Альпах), сардинский. Здесь также можно перечислить большинство других языков и диалектов (классифицировать тот или иной язык в качестве языка или диалекта – вопрос не столько лингвистический, сколько социальный и политический), на которых говорят жители Италии, Испании, Франции и ряда других стран юга Европы.

Итальянский язык родился из так называемой народной латыни, на которой говорили простые жители римской метрополии – то есть, самого Древнего Рима и его окрестностей. Древнейший памятник итальянского языка датируется 960 годом н.э. (нотариальные записи).

В современном итальянском языке есть 16 основных наречий (диалектов, часть из которых выделяется в самостоятельные языки). По другим подсчётам в итальянском языке зарегистрировано несколько сотен диалектов. Меньше половины жителей Италии говорят на литературном итальянском языке, в то время как большая часть населения смешивает его со своими местными диалектами. Такой разброс обусловлен тем фактом, что Итальянское государство в своём нынешнем виде сформировалось только к 1861 году. И даже сегодня Север и Юг Италии, разделённые воображаемой линией Специя-Римини, остаются «двумя разными Италиями» по своим социально-экономическим условиям.

Северные диалекты относятся к галло-итальянским: лигурийский (в т.ч. генуэзский), венетский, лигурийский, диалект Болоньи, пьемонтский, ломбардский. Основной диалект Центральной Италии – тот самый тосканский, который стал основой официального итальянского языка. К южным наречиям относятся римский, неаполитанский, сицилийский, апулийский, калабрийский.

Основой литературного, официального итальянского языка стал тосканский диалект. В Средние века именно Тоскана, и прежде всего – Флоренция, стали мощным центром мировой торговли. Так, великая династия Медичи создала экономическую основу не только Эпохи Возрождения, но и становления современного итальянского языка. Одним из ранних памятников итальянского языка стали записи флорентийских банкиров XII века.

Постепенно итальянский язык становится языком светской литературы, которая приходит на смену церковной. Эта литература создавалась на основе разных диалектов: цилианская лирическая школа начала XIII века, и в тот же период болонская школа поэтов, предшественников Данте. Но уже к концу XIIIвека в лирической литературе начинает преобладать тосканский диалект. Родоначальники итальянской прозы и поэзии – Данте, Петрарка, Боккаччо – окончательно закрепляют за тосканским диалектом роль общенационального итальянского языка.

В дальнейшем самостоятельное литературное развитие получили ещё только несколько диалектов: римский (или романеско) – сонеты и эпические поэмы с элементами сатиры ЧезареПаскареллы; неаполитанский – народный театр и народные песни, популярные и за пределами Италии, лирика Сальваторе ДиДжакомо; сицилианский – богатый народный театр; венецианский диалект в литературной обработке Гольдони.

В основном лексика итальянского языка восходит к латыни. И, разумеется, свою роль сыграли заимствования из местных наречий народов завоёванных Римской Империей территорий. В языке нашёл своё отражение и обратный процесс: заимствования из языков германских племён, завоевавших Италию в V-VIIIвеках. В XI-XIIIвеках в итальянский язык проникло много галлицизмов из старофранцузского языка. В XVII веке под влиянием французского абсолютизма итальянский язык немало взял из французского, а в XVIII в связи с сильным влиянием Испании на Юге Италии – из испанского языка. Во время расцвета Эпохи Возрождения – XV—XVI века – итальянский язык, в свою очередь, проник во все европейские языки, в которых по сей день закрепилась итальянская по своему происхождению терминология банковского, финансового дела, и в области искусства – музыки, архитектуры, живописи, театра.

В звуковом отношении итальянский язык характеризуется обилием гласных звуков, открытым произношением ряда из них, и наличием двойных (долгих) согласных. Почти нет исконно итальянских слов, оканчивающихся на согласный звук. Орфография итальянского языка довольно проста: правила чтения и письма содержат мало исключений.

Грамматика итальянского языка близка грамматике других романских языков, основана на латыни, оттого довольно проста и логична. Но в отличие от латыни (и от русского языка) в итальянском нет флексивного склонения, падежные значения выражаются предложными конструкциями – сочетанием существительного с предлогом. Формы рода могут быть только мужские и женские, а прилагательные могут вообще не иметь родовых окончаний при наличии общих окончаний для обоих родов.

Поэтому изучение итальянского языка само по себе не является сложной задачей, однако бывает затруднено на основе одной лишь грамматической схемы. Итальянский язык особенно требует включения эмоционально-чувственной сферы учащегося, без чего невозможно будет научиться слышать его как речь, а не просто набор почти музыкальных звуков и ритмов.

Обзор подготовлен на основе Д. Э. Розенталь «Итальянский язык».