О языковых барьерах
Мнения преподавателей и лингвистических психологов сходятся в этой точке: языковые барьеры – это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
Внешние барьеры – объективные, возникающие перед вами вне зависимости от вашего желания. Например, когда вы никак не можете подобрать для себя подходящую методику обучения, отвечающую вашим целям, или найти подходящего преподавателя.
Внутренние барьеры – субъективные, порождаются внутри вас самих, и корни их могут сидеть очень глубоко в вашем подсознании. Но также могут быть связаны с какими-то физическими проблемами (например, сниженным слухом), или с возрастом, или с общей детренированностью памяти. С негативным предшествующим опытом изучения языков, с ленью, с неверием в собственные силы, со страхом показаться некомпетентным…
Самый первый и основной барьер, который необходимо преодолеть, приступая к освоению иностранного языка, заключается в преодолении базового страха перед такой сложной, казалось бы, задачей. Взрослому человеку на это надо решиться. С чем может быть связан этот страх? С возможностью неудачи, и как следствие – потерей веры в самого себя. С необходимостью систематических занятий – а ни одна методика в мире не обеспечит вам надёжный результат, если вы не будете регулярно заниматься. С детренированностью собственного мозга, который отвык решать новые интеллектуальные задачи… И пока не попробуешь – кажется, что изучение иностранного языка не по плечу. А бывает, что попробуешь, и совсем страшно становится!
Но ведь вокруг вас есть немало людей, которые в любом возрасте с интересом берутся за изучение нового, и достигают в этом положительных результатов! Разве это не про вас?..
Необходимо также различать лингвистический и собственно психологический барьер. Если вы не можете общаться на изучаемом языке, вполне возможно – и чаще всего это и является основной причиной всех прочих барьеров! – у вас не сформированы навыки речи на данном языке.
Научиться читать и даже писать на иностранном языке – несложно. Говорить, хотя бы на начальном уровне – немного сложнее, но тоже даётся довольно быстро при соответствующем упражнении этой функции. Освоить структуру, т.е. основные грамматические правила, также не представляет большого труда для человека с нормальными мозгами. Но вот в чём беда: вы можете даже великолепно знать грамматику, но быть не в состоянии общаться, если вы не воспринимаете речь на слух! Я уже не говорю о способности и возможности думать на неродном языке в ситуации общения, то есть избавиться от мысленного перевода.
Бессмысленно решать психологические языковые барьеры без решения проблемы барьера лингвистического.Что толку, если вы перестанете бояться разговаривать с носителями языка, не имея при этом соответствующего словарного запаса и необходимых навыков?
И тем не менее, для того, чтобы решиться осваивать речь и/или язык тем или иным образом, снова встаёт вопрос о серьёзном внутреннем барьере, который присутствует у множества взрослых людей, и полностью отсутствует у любого здорового ребёнка: необходимость решиться, которая влечёт за собой целую цепочку следующих необходимостей и событий, которые могут глобально изменить жизнь взрослого человека:
- необходимость внимания к себе. Причём, внимания действенного, а не мнимого, когда уже недостаточно жаловаться на то, что что-то не получается, голова сегодня болит, времени нет и так далее. Для того чтобы чему-либо научиться, надо действовать – иного рецепта не найдёте.
- необходимость самодисциплины и волевых усилий, направленных на осуществление тех самых действий.
- необходимость трезвой самооценки и самоконтроля, которые актуальны даже при очной форме обучения, и тем более — при дистанционной форме.
- по мере освоения языка, необходимость преодоления очередного барьера – страха начать общаться на этом языке, совершая какие-то ошибки (что неизбежно), испытывая определённое напряжение.
И всё это вместе взятое способно изменить к лучшему жизнь того, кто на это решится и найдёт в себе силы для преодоления данных затруднений. Жизнь совершенно неожиданно может выйти за пределы обычного круга, очерченного бытом и работой, предоставить новые возможности и заиграть новыми красками.
Более того, абсолютно у каждого из нас есть положительный жизненный опыт в решении подобных задач! Миллион раз вы уже брались за изучение нового и добивались успеха. Подумайте о том, что изначально каждому из нас всему приходилось учиться, не только родной речи: и ходить, и бегать, и на горшок проситься. И ничего, освоили, справились. Чего ж вы сейчас боитесь?
Уважаемые читатели, какие барьеры вам мешают принять решение и приступить к освоению языка? Или вы уже брались за изучение, и неоднократно, но вам так и не удалось довести этот процесс до конца, почему-то это не получается сделать? Пишите, и тогда мы сможем обсудить с вами способы решения данных проблем!