«Учить слова». Сколько раз в своей жизни каждый из нас сталкивался с этим изречением: «Чтобы выучить иностранный язык, нужно,
во-первых, учить иностранные слова» (механическая память).
Обидно то, что фразу «заучивать иностранные слова» больше всего используют профессиональные лингвисты, ссылаясь на свой
собственный опыт.
Пользуясь тем, что идею о заучивании лексики (для закладывания в память) выдвигают вполне авторитетные люди,
появилось множество фирм, курсов, и частных специалистов, которые обещают почти магическое запоминание иностранных слов с помощью
тех или иных спец-воздействий. Среди них, помимо откровенных шарлатанов, есть и грамотные специалисты-мнемотехники (люди,
профессионально владеющие мнемоникой – разделом психологии, посвящённом законам функционирования памяти). И с их помощью вы
действительно сможете заложить в память всё, что вам необходимо. Это столь же полезный жизненный навык, развивающий мозг, как и
скорочтение.
Но это не разовьет у Вас навыка свободного общения на иностранном языке. Скорее затруднит его освоение.
Проблема в другом: действительно ли для того, чтобы заговорить на иностранном языке, следует УЧИТЬ слова (закладывать их в
память)?
Если задача заключается в том, чтобы «сдать и забыть», возможно, стоит учить иностранные слова. Дело обстоит совсем иначе, если на
этом языке нам нужно общаться, и память здесь не при чем. Сейчас поясним наглядно, на примере.
Есть такой человек – Юрий Горный, обладающий исключительными способностями. В том числе, уникальными возможностями памяти. Трюк с
запоминанием Мюллеровского англо-русского словаря Юрий Горный проделывал не раз. В этом словаре содержится порядка 150.000 слов —
только вдумайтесь в эту цифру! Удивительным кажется то, что этот колоссальный словарный запас, заложенный в память, нисколько не
приблизил человека к практическому общению на иностранном языке (рассказываю со слов самого Юрия Горного, с которым мы обсуждали
этот вопрос). Вот вам и наглядный пример того, что УЧИТЬ слова – тупиковый путь в освоении иностранного языка для подавляющего
большинства людей. Потому что при всей своей исключительности Юрий Горный, судя по всему, генетически не относится к тем счастливым
6-8% человечества – обладателям лингвистических способностей, которые смогут выучить любой язык, даже если им читать слова задом
наперёд. Википедия
В Центре языковой психологии слушателям запрещено заучивать лексику! Почему?
Грамотная в методическом смысле подача лексического материала делает процесс запоминания иностранной лексики «естественным», и
тогда каждое слово постепенно укладывается в свою «ячейку». В этом смысле метод CLP совершенно уникален: иностранный язык буквально
впитывается в память обучаемого. Этот эффект отмечают все слушатели программ CLP, с удивлением для себя ощущая, как немецкий язык
становится родным.
Ещё один нюанс изучения иностранного языка следует из того, что мы рассказывали ранее о работе памяти. Если Вы хотите получить в
итоге красивую и грамотную речь на иностранном языке, старайтесь с самого начала воспринимать этот язык в исполнении носителя.
Потому что те образцы речи, которые Вы запечатлеете в своей памяти изначально, потом будут определять всю Вашу речевую деятельность
на иностранном языке. В противном случае вытравить из Вашей памяти неправильные образцы Вам будет довольно затруднительно. ЗАКАЗАТЬ КУРС
Владимир Панфёров,
руководитель Центра языковой психологии