Почему важно иметь хорошее произношение

Способности к языкам3

 

Обучали даже в Космосе

 

Языковые барьеры

 

Как повысить мотивацию

 

Главная     Произношение на иностранном языке

 

Необходимость хорошего произношения на иностранном языке стала в последнее время спорной темой. Разнообразные коммуникативные методики привнесли в жизнь идею: «Говорите хоть как-то, лишь бы не молчать». Некоторые популярные лингвисты тоже развивают мысль о том, что иностранное произношение не имеет значения.

Всякая точка зрения имеет право на жизнь, всё зависит от целей изучения и применения иностранного языка, а также от самого учащегося и той планки, которую он сам себе ставит.

В данной статье мы расскажем вам как раз обратное – почему произношение всё-таки важно, и зачем его нужно развивать, если вы хотите чего-то добиться в изучаемом Вами иностранном языке.

Помните сюжет романа Бернарда Шоу «Пигмалион»? Для тех, кто забыл, краткое содержание. Профессор-лингвист, специалист по английским диалектам, умеющий безошибочно уловить на слух географическое и социальное происхождение любого собеседника, решается на смелый эксперимент. Втайне от всех он берёт девушку в прямом смысле с улицы и начинает с ней заниматься исправлением речи и постановкой произношения. Наряду с обучением хорошим манерам это приносит свои плоды: он представляет её высшему обществу как леди, а не как «девушку», и никто оказывается не в силах раскрыть этот обман, потому что речь Элизы безупречна! В «Пигмалионе» дальше идёт романтическая история, в данном случае это нам не так интересно. Суть вы поняли: человека научили говорить так, как принято в приличном обществе, и это стало её пропуском в новый мир. Другой пример, уже из реальной жизни. Об этом мало кто знает: неспособность схватывать на лету и имитировать иностранное произношение служило абсолютным критерием выбраковки курсантов Академии Генштаба. Это было в СССР, и стало одной из предпосылок создания метода обучения, который теперь известен как «метод CLP». Эти требования были абсолютно оправданы, и вы сейчас сами поймёте, почему.

Психофизиология такова, что человек, не умеющий произносить, будет также плохо воспринимать речь на слух. Верно и обратное: неспособность воспринимать иностранную речь на слух приводит к плохому иностранному произношению. Это две стороны одной медали: произношение и восприятие на слух иностранного языка. Потому что с точки зрения физиологии, и то, и другое составляют слухо-речевую систему человека. Обратите внимание, что ни отдельно «слуховой», ни отдельно «речевой» систем у нас нет! Поэтому и нарушения этой зоны чаще всего выражаются в комплексе, так появляются глухо-немые люди.

Возможность восприятия речи на слух основана на фонематическом слухе. Произношение – на имитационных способностях. И всё это вместе завязано в единую систему, представляя собой важнейшие компоненты такого сложного явления как «способности к языкам».

Если быть совсем точными, то фонематический слух и имитационные способности – это способность к иностранной речи, а не к иностранному языку. То есть, природный фундамент всей системы. Если вы построите «здание иностранного языка» без фундамента, оно не будет прочным. Знание грамматики, большой словарный запас не спасут его. Всё будет вечно рассыпаться на фрагменты: то правило не помните, то слова на ум не приходят… Поэтому свою слухо-речевую систему необходимо тренировать и развивать применительно к иностранному языку. Она поддаётся развитию, хоть и не у всех это происходит быстро и гладко. Тем не менее, результат может получить каждый – было бы желание и настойчивость заниматься! Для этого и создавался метод CLP и в дальнейшем основанные на нём программы. Взрослому человеку нелегко бывает добиться хорошего произношения и восприятия на слух. Загвоздка, как в произношении, так и в слуховом восприятии иностранного языка. Проблема в том, что у взрослого человека речевой аппарат уже сформировался! А это сложнейший механизм, в котором участвуют разные мышцы. Более того, есть наследственные особенности строения речевого аппарата у представителей отдельных народов и рас.

Но к счастью, мышцы тренируемы, если их правильно включить в работу. Мышцы речевого аппарата запускают в работу остальные детали механизма и метод CLP прекрасно это реализует.