Память и изучение языков. Часть 2.

Курсы иностранных языков дистанционноДистанционные курсы полиглот

 

лингво-дайвинг погружение в иностранный язык

 

Виды и механизмы памяти

Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, придётся немного погрузиться в теорию.

Одно из определений памяти:
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память включает в себя механизмы собственно психологические (с ними имеет дело мнемоника), биологические и химические. Биологические связаны, в частности, с временем суток и общим состоянием организма.
Практический совет №1: работа на повторение и закрепление материала в идеале должна проводиться перед сном, в пределах 30 минут. После этого уже ничего не надо делать, а только ложиться спать. А вот работать с новой информацией лучше всего в первой половине дня, на свежую голову.
Практический совет №2: если вы чувствуете себя неважно, или попросту больны, не стоит насиловать свой мозг изучением иностранного языка. Скорее всего, вы добьётесь обратного результата. Сделайте перерыв, если ваш организм и так уже этого требует (недомогание или, тем более, болезнь говорят как раз об этом).
Практический совет №3: химические факторы тесно связаны с питанием. Если Ваш рацион несбалансирован, то прежде чем жаловаться на «плохую память», подумайте над тем, что и сколько Вы едите, получаете ли Вы необходимые витамины и минералы, особенно в период умственной нагрузки.

Важно: память развиваема и тренируема. Зависит не столько от возраста, сколько от активности личности. Если Ваша активность сводится лишь к повседневной рутине, Ваша память (а также мышление, восприятие и внимание) находятся в детренированном состоянии, и Вам потребуется время и определённые усилия, чтобы привести свой мозг в форму. Если вы не начнёте делать это сейчас, завтра будет ещё сложнее. Изучение иностранного языка – один их лучших способов «зарядки для мозгов». И к этому можно приступить уже сегодня!

Все уже привыкли к тому, что существуют фитнесс-центры, и многие успешные люди их посещают. Кто-то ходит не в фитнесс-центр, а просто в бассейн, или берёт уроки верховой езды, или яхтинга, но важен сам факт: почти каждый в курсе того, что тело требует тренировки.

А что же мозг? Высшие психические функции и память, в частности? Неужели мозг можно раз и навсегда натренировать – в средней школе и в вузе – и на всю жизнь расслабиться? К сожалению, нет. И если Вы так думаете – это Ваше заблуждение № 2. Физиология нам этого сделать не позволяет. Если вы давно не изучаете и не делаете ничего нового, ваш мозг чахнет так же, как и неупражняемое тело. Происходит это за счёт того, что работают всё время одни и те же зоны мозга, гоняя текущую информацию по одним и тем же нейронным связям. В результате чего остальные зоны мозга (а их объём может достигать более 90%!) находятся в неработающем состоянии, постепенно умирая за ненадобностью.

И это является одной из самых распространённых причин того, почему взрослым людям изучение чего-либо нового даётся сначала с трудом. Возникают жалобы и на память, и на переутомление, но всё это, как правило, является симптомом общей детренированности. Но это не означает, что следует поставить на себе крест! Как раз наоборот: нужно приводить свою голову в форму.

Практический совет №4: хотя бы один раз в 4 года, а лучше – чаще, ставьте перед собой какую-либо новую интеллектуальную задачу. Осваивайте новое, даже если в данный момент вы пока ещё не знаете, где и как будете новый навык применять. Ваш интеллект (включающий в себя деятельность практически всех высших психических функций) всегда будет в тонусе.

Для понимания механизмов памяти желательно иметь представление о следующих понятиях.

Память механическая – память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
Память смысловая – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Совершенно очевидно, что традиционная работа с лексикой, основанная на заучивании слов разнообразными методами – от простой зубрёжки до мелькающих кадров на экране, активизирует механическую память. Это самый «неблагодарный» вид памяти: труда и времени уходит много, а результат слабо закрепляется и быстро стирается.

Смысловую память активизирует работа с лексикой в контексте, о чём шла речь в предыдущем материале.

Память произвольная – память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Память непроизвольная – запоминание без специальной установки.

Львиную долю всей информации, поступающей извне, мы запоминаем непроизвольно. Т.е., в процессе жизнедеятельности. И только малую толику – произвольно! Произвольное запоминание актуально задействовать тогда, когда вы работаете на какую-то специальную задачу: например, сдачу экзамена. Неважно, по языку или любому другому предмету. Всё равно большую часть вы потом благополучно забудете, но при правильно организованном процессе запоминания экзамен сдадите.

Непроизвольное запоминание при изучении языка работает опять-таки в контексте: общение, чтения, просмотра фильмов. В учебном режиме контекстный режим задействуется смысловой разбивкой материала.

Есть ещё способы включения непроизвольного запоминания. Один из них используется в программах CLP на пассивных блоках. Это чрезвычайно эффективный методический приём, который закладывает базис всей процедуры дальнейшего формирования навыков.

Проактивное торможение – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию. Ретроактивное торможение – то же самое, но речь идёт о деятельности, последовавшей за работой с материалом.

Поэтому мы рекомендуем работать на повторение и закрепление материала перед сном: вы избегаете тем самым ретроактивного торможения. Ну, а чтобы позаботиться об  избегании проактивного торможения, обращайте внимание на то, что вы делаете перед занятием – мы уже писали об этом раньше. Например, если вы достигли высокого уровня стресса, то занятие лучше перенести на другое время.

часть 1

часть 3

часть 4