Мотивация часть 2

 

Проблемы изучения иностранного языка

 

Способности к языкам

 

Как проходит обучение иностранному языку

 

Обучали даже в Космосе

 

Экспертиза Метода CLP

 

Certificate of quality-1

 

Certificate of quality-2

 

 

Как определить мотивацию

Итак, что же делать тем, кому язык нужен, а вот изучать его не хочется?

Искать ключик к самому себе, с помощью которого Вам удалось бы раскрыть в себе способности и желание к овладению иностранным языком! Это не так страшно, мы Вам поможем.

Давайте сначала подумаем, в чём может заключаться причина Вашего активного или пассивного нежелания заниматься языком? Под активным нежеланием будем понимать чувство вплоть до отвращения к предмету, а под пассивным – бытовую лень и то, что за ней прячется.

В послевоенные годы в Советском Союзе у многих людей было чувство глубокой неприязни к немецкому языку. Оно протянулось во времени и дальше, на следующие поколения, которые выросли на фильмах о войне. Постепенно это отношение менялось, тем более, что в советской идеологии никогда не было отрицательной установки к немецкому народу и его культуре. И тем не менее, это – яркий пример культурного языкового барьера, носившего массовый характер.

Как можно избавиться от неприязни к какому-то конкретному языку? Для начала подумать о том, что на этом языке сделано хорошего, интересного и приятного лично Вам. В любом случае в языке чрезвычайно важно искать и находить личные побудительные мотивы, а не абстрактные и общечеловеческие, хотя и они ценны.

Другой пример активного барьера, нежелания учить язык встречается тогда, когда Вам не повезло с преподавателем иностранного языка ещё в школе. Вас убедили в отсутствии способностей, замучили нудными заданиями, приучили ощущать себя троечником, а то и двоечником. Ничего удивительного в том, что теперь Вам вообще никакой язык учить не хочется, хоть под дулом пистолета! Это пример школьного барьера, также являющегося очень распространённой причиной к иностранному языку или его изучению, даже если в школе Вас мучили совсем другим языком, нежели тот, что нужен Вам теперь.

Простая правда в том, что никто из нас не любит заниматься тем, что у него не получается, тем, к чему «нет способностей».  Всем приятно делать то, что удаётся! Выражаясь научным языком, даёт положительную обратную связь.

Первый шаг, который необходимо сделать для преодоления такого вида  барьера, заключается в том, чтобы задать себе вопрос: а что у меня получалось изучать хорошо? Не может же быть, чтобы ничего не получалось! Если, например, Вам хорошо давались точные или естественные науки, подумайте о том, как можно было бы расширить свой кругозор, говоря на немецком и английском языках. Или ещё приземлённее: сколько полезных инструкций написано на английском прежде всего языке! При таком подходе язык становится не целью, а средством, а это кардинально меняет Ваше отношение к нему. Это определяет мотивацию и доводит интенцию хотя бы до нейтрального уровня вместо отрицательного.

Как справиться с памятью о том, что у Вас «нет способностей»? Это, действительно, сложнее, особенно если слышали Вы такие слова в детстве, и они были связаны с целым букетом отрицательных эмоций… И тем не менее, при желании и такое преодолимо. Просто нужно время, спокойный и доброжелательный настрой, грамотная работа специалистов.

Лень – это совсем другая история. Бороться с ленью трудно, но возможно. Сразу оговоримся: пытаться решить проблему собственной лени за счёт других – нереально! За счёт преподавателя, который будет Вас дисциплинировать, за счёт других учащихся группы, перед которыми будет стыдно, Вы свою лень не поборете. Потому что управу на преподавателя Ваша лень непременно найдёт: Вы же платите деньги, Вы и музыку заказываете. Товарищи по группе являются для Вас совершенно посторонними людьми, и по большому счёту, Вам совершенно всё равно, что они о Вас думают. Так что, разбираться придётся с собой самому. Подсказка в том, что за ленью обычно скрывается невнятность цели (то есть, непроработанная мотивация!), либо недостаток энергии. Возможно, в Вашей жизни есть сейчас совсем другие важные вещи, помимо иностранного языка, и оттого сил на него уже не хватает.  Это рабочая ситуация, и остаётся только подождать, когда обстоятельства изменятся таким образом, что язык займёт достойное место в числе Ваших предпочтений.

В любом случае, над прояснением своих целей и желаний – мотивации и интенции – можно научиться работать.

Задание 1.
Возьмите лист бумаги и ответьте самому себе честно на следующие вопросы:

- Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык для того, чтобы (варианты ответов):
получить на порядок выше оплачиваемую работу;
поменять место жительства;
найти супруга за границей;
свободно путешествовать по миру – любые варианты.

- Мне нужен английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык, потому что:
владение этим языком соответствует моим представлениям об образованном человеке;
поднимает самооценку;
открывает новые возможности, о которых я пока не догадываюсь; приобщает меня к чему-то важному; тренирует мой мозг… И так далее: не спешите, подумайте. Вы найдёте очень интересные и, возможно, даже неожиданные для себя ответы.

- Мне нравится английский/немецкий/французский/китайский или какой-то другой язык за то, что (помните у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»? А в более поздние годы бытовала шутка: «Английский бы выучил только за то, что им разговаривал Леннон»):
на этом языке разговаривают люди, с которыми мне интересно общаться;
мне нравятся фильмы, которые снимают на этом языке, и я хочу смотреть их в оригинале; я буду чувствовать себя комфортно в стране, которую собираюсь посетить…

Чем более личные, близкие для себя ответы Вы найдёте, тем выше будет успешность овладения иностранным языком. Собственная вовлечённость в язык играет гораздо большую роль, чем предыдущий опыт его изучения.

Мотивация — необходимость или желание