Как измерить результат при изучении иностранного языка?

 

Проблемы изучения иностранного языка

 

Способности к языкам

 

Как проходит обучение иностранному языку

 

Обучали даже в Космосе

 

Результат при изучении иностранного языка — что это?

Удава можно измерить в попугаях, в мартышках или в слонах. А какой мерой вы меряете для себя иностранный язык? Как определяете для себя результативность обучения?

Пока вы не найдёте правильный ответ на этот вопрос, любое обучение будет не вполне эффективным. Оно не будет вас удовлетворять. Вам будет казаться, что вы проделали много работы, потратили деньги, а всё что-то не то или не так.

Хорошо тем, кто берётся за изучение иностранного языка с какой-то чётко определённой целью. Например, прежде всего научиться разговаривать по телефону с иностранными партнёрами. При наличии подобной конкретики в целях не составляет проблем измерить свой прогресс или его отсутствие. Стало легче или ничего не изменилось – каждый из нас в состоянии определить.

Хуже, когда цели поставлены слишком неопределённо, размыто. Например, изучение языка для отъезда на ПМЖ – размытая цель, если вы имеете недостаточно чёткое представление, как именно, где, с кем, когда и как вам необходимо будет пользоваться изучаемым языком (прежде всего на стартовом этапе новой жизни). «Изучаю язык для общения в турпоездках» — достойно, но само по себе недостаточно. Продумайте и представьте себе конкретные ситуации, события, собеседников, с которыми вы будете вести разговор! Какие фразы вам будут необходимы в первую очередь? При каких обстоятельствах у вас уже возникали трудности в путешествиях, связанные с незнанием языка?

Много мы писали о целеполагании в статьях, посвящённых мотивации. Видеть цель – это уже полдела! Однако, практика показывает, что большая часть учащихся видят вместо цели некую абстрактную картину. И оттого движение на пути к неопределённой цели получается неровным, хаотическим. Теряется мотивация, вы забываете, куда и зачем шли. В итоге всё забрасывается, забывается, возникает неудовлетворённость.

Невозможно не сказать о том, какой способ измерения эффективности изучения языка оказывается на практике хуже всего: это измерение языка в количестве выученных слов и грамматических правил. Такой способ может быть хорош для сдачи какого-то формального экзамена, на котором определяются не ваши реальные знания и навыки, а лишь «объём загрузки жёсткого диска». Словами и грамматикой нужно ещё суметь воспользоваться, и это, пожалуй, то, что мы в итоге от языка хотим.

Не стоит недооценивать эмоционально-чувственный аспект в изучении иностранного языка, ибо он является базовым для человека в силу его природы и навсегда останется ведущим. А именно, как вы воспринимаете, слышите, чувствуете язык в себе и себя в языке. Богатство и широту ощущений изучаемого языка нужно получать как можно больше! Такие простые упражнения, как прослушивание песен на изучаемом языке – идеально было бы ещё и подпевать, просмотр любимых фильмов, даже просто чтение (желательно вслух, чтобы «вкусить» язык) географических названий и блюд национальной кухни окажут несомненную и неожиданную для вас самих пользу.